Интeрнет-форум Забайкальского клуба стендового моделизма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Литейка.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Рано или поздно в работе над моделями настает момент когда необходимо скопировать  ту или иную деталь,
причины могут быть разные, потеря, недостающие детали в комплекте или простая необходимость размножить,
все это можно сделать в домашних условиях не прибегая к помощи профессиональных литеек. 
  В нашем клубе опыт копировально-литейных  работ достаточно большой, что только не копировали за многие
годы от мелких деталюшек до полностью моделей. Сейчас с появление современных материалов домашние
работы по отливке разных деталей стали на много проще, вся необходимая химия есть в свободной продаже,
но не все подходит для литья.
   Как смолы так и различные компаунды имеют разнообразные свойства и области применения
мы же пойдет простым путем и будем использовать не дорогие вполне доступные материалы, которые можно
купить в хозяйственных и розничных интернет магазинах.

  То, что есть у меня на руках (и не только у меня)

Компаунд "Пентэласт-710"

http://sg.uploads.ru/t/u4ZXi.jpg

Катализатор.

http://sg.uploads.ru/t/92MX4.jpg

   Чем удобен силиконовый компаунд и ему подобные, формы, которые отливаются из них после высыхания не твердеют
они становятся эластичными, что очень удобно при отливке деталей со сложными рельефными рисунками или сложных форм.

  Смола. Все помнят старую добрую смолу, которая выпускалась еще в СССР г.Джержинск...

http://sh.uploads.ru/t/2yj6Q.jpg

...она и сегодня производится, а уж сколько было из нее отлито %-)  и тем не менее ее тоже можно применять в отливках,
другое дело, что сейчас рынок просто насыщен различными смолами и выбрать какая лучше подходит очень сложно,
поэтому я и предлагаю простой и вполне бюджетный вариант.

   На днях купил смолу произведенную в г.Бийск, до этого ни разу не пользовался подобной штукой, поэтому было не
большое не доверие, но после первой партии деталей все сомнения ушли.

http://sh.uploads.ru/t/3Ajae.jpg

   Двухкомпонентная, очень прозрачная и довольно текучая, что несомненно большой плюс, когда нет вакуумного насоса.

  Теперь собственно о формах и отливках.  Формы можно делать, как односторонние так и двусторонние,
приведенные ниже фотографии  можно назвать мягкими формами поскольку они отлиты из силикона..,

http://sh.uploads.ru/t/gUfh6.jpg  --------------- односторонняя форма.

http://sg.uploads.ru/t/qSg6h.jpg  ---------------двусторонняя форма

но бывают и так называемые твердые формы т.е. отлитые из смолы, с ними работать на много сложнее и не все детали
можно скопировать.

  К примеру.

http://sh.uploads.ru/t/hGXEl.jpg

Из этой формы были отлиты детали для модели SAAB-340

http://sh.uploads.ru/t/tSkm6.jpg

Продолжение следует.

0

2

Весьма полезно! Спасибо, Юра!

0

3

Перейдем непосредственно к изготовлению форм. Сейчас, как раз есть необходимость копирования некоторых деталей
для Су-30 в м. 1/48, поэтому покажу на их примере.

  Все, что понадобится на первом этапе это пластилин, тонкий картон или крышка от лапширака.  Для начала необходимо
размять пластилин, чтобы получился блин, толщина зависит от  детали, которую вы будете копировать, в данном
случае около 5 мм. Далее нужно "утопить" деталь в пластилине ровно до половины толщины самой копируемой детали.
Важно, между копируемой деталью и пластилином не должно быть ни каких щелей в противном случае смола затечет
под детальку, а после просушки придется скалывать эти наплывы.
 
   Примерно вот так.

http://sh.uploads.ru/t/SQu8J.jpg

  Далее делаем рамочку из картона и лапширака, кому как удобнее. Собственно форма  готова.

http://sh.uploads.ru/t/YEZUV.jpg   http://sg.uploads.ru/t/rlhdC.jpg

  Следующим шагом нужно смазать форму разделительным слоем для этого вполне подойдет обычный мыльный раствор.
Если отливка в форму делается первый раз лучше  смазать  форму два раза, при этом слои должный просохнуть,
а так же необходимо убрать мыльные разводы. Теперь можно заливать смолу.

  Эпоксидную смолу надо разводить очень аккуратно не перелив при этом отвердителя, на всех баночках для этого есть деления,
результатом передозировки отвердителя может стать закипание смолы, хорошо, если она закипит в баночке в которой разведена смола это не страшно,
а вот если она закипела в форме вы потеряете не только материал, но и самое страшное саму копируемую деталь. Будьте осторожны и внимательны!!!
  Когда смола разведена я, к примеру, даю ей пару минут отстояться 3-5 минут, за это время на поверхность поднимутся  пузырики,
от которых можно избавиться с помощью  фена для укладки волос или обычными спичками, я использую последнее.

   Заливаем.

http://sh.uploads.ru/t/il3qm.jpg   http://sg.uploads.ru/t/5mwxE.jpg

  Теперь можно все это отложить до полной просушки и заняться другими делами :)

0

4

После полной просушки (смола твердеет примерно через сутки +/-), снимаем рамочку и пластилин.

http://sh.uploads.ru/t/BkHjd.jpg   http://sg.uploads.ru/t/HMxdh.jpg

  Перед тем, как отмыть форму  от пластилина, убираем его остатки  с помощью зубочистки или другой деревянной палочкой,
они не повредят ни форму ни саму деталь. Когда основная масса пластилина удалена, с помощью зубной щетки, лучше всего, коротко
подстриженной  удаляем остатки под струей теплой воды и с добавлением средства для мытья посуды.

  Получаем чистую, первую половину формы.

http://sg.uploads.ru/t/2ri4U.jpg

  Вторая половина делается точно так же, как и первая, только рамочку нужно приклеить к боковинкам первой формы,
есть другой вариант, но о нем чуть позже. Дальше все по накатанной, смазываем мылом, заливаем смолой, сушим.

http://sg.uploads.ru/t/XwRGl.jpg   http://sg.uploads.ru/t/QSAXD.jpg

  Еще через сутки...

http://sh.uploads.ru/t/9gmNl.jpg

  Теперь можно разъединить две половины (очень аккуратно) это можно сделать острым ножом.

http://sg.uploads.ru/t/pucrM.jpg   http://sg.uploads.ru/t/m72t0.jpg

  ... и извлечь скопированные детали.

http://sh.uploads.ru/t/n9x74.jpg

   Форма готовая для копирования.

http://sg.uploads.ru/t/oXEpa.jpg   http://sg.uploads.ru/t/QZPcw.jpg

0

5

Копии деталей отливаются точно так же, в такой же последовательности, как и формы, единственное уже нет необходимости делать
рамочки. Есть еще один момент о котором надо сказать, это касается , как заливки форм так и заливки непосредственно деталей,
наносить смолу на формы лучше кистью, промазывая при этом все уголочки, изгибы и т.д.-это гарантия того, что форма или деталь прольются
лучше, а верхние слои смолы можно просто понемногу доливать, и еще один момент, при соединении двух половинок, при отливке той или
иной детали, не зжимайте сильно формы, есть опасность, что форма всасет воздух и внутри образуется пузырь, что кстати говоря у меня и произошло :blush: ,
не катастрофа конечно, но не приятно.

   Ну, и собственно результат всей работы.

http://sg.uploads.ru/t/xad01.jpg   http://sg.uploads.ru/t/yZwX8.jpg

                                             http://sg.uploads.ru/t/G1pq0.jpg

0

6

Теперь, что касается силиконовых (мягких) форм.   Технология изготовления, почти одинаковая, разница только в том, что из-за
эластичности силикона форму нужно делать с внутренней посадкой т.е. первая половина формы заходит посадочным местом во вторую.

  Вкратце покажу на примере отливки колес для Фоден-а.

  Пластилин, в котором находятся копируемые детальки, перед изготовлением рамочки необходимо обрезать по краям, как показано на фотке,

http://sg.uploads.ru/t/j4ano.jpg

... а саму рамочку сделать на не большом расстоянии от пластилина (указано красными стрелочками)

http://sg.uploads.ru/t/IW74L.jpg

  Дальше все смазываем мыльным раствором  и с помощью кисточки наносим силикон. Большой плюс силикона в том,
что пузырики сами поднимаются на поверхность.

http://sg.uploads.ru/t/b1g9R.jpg

  Делаем рамочку и заливаем вторую половину.

http://sg.uploads.ru/t/T1uyI.jpg

  После просушки разделяем обе половины и получаем формочку с бортиком (показано красной стрелочкой), в таком варианте первая форма сядет во внутрь второй.
Можно, конечно сделать и простую форму с обычным  прилеганием друг к другу, но в этом случае, после заливки смолы  есть риск смещения двух половинок отливаемой детали.

http://sh.uploads.ru/t/tmlQu.jpg

  Теперь можно снять детали.

http://sh.uploads.ru/t/tqwN6.jpg

... и залить смолу (наносим так же кисточкой).

http://sg.uploads.ru/t/hql0W.jpg

  Результат.

http://sh.uploads.ru/t/4Ef6g.jpg   http://sg.uploads.ru/t/B0Wbw.jpg

http://sg.uploads.ru/t/I6kwY.jpg   http://sh.uploads.ru/t/v8wcE.jpg

0

7

Несколько примеров отливки разных деталей в силикон, формы, как односторонние так и двусторонние.

  Сопла двигателя АЛ-31ФП для самолета Су-30СМ  1/48

http://sg.uploads.ru/t/iZY3n.jpg   http://sh.uploads.ru/t/UQCZo.jpg

http://sh.uploads.ru/t/eGfOH.jpg   http://sg.uploads.ru/t/LMvi8.jpg

  Результат, одно сопло залито с красителем (масляная  художественная краска), второе-чистая смола.

http://sh.uploads.ru/t/jM9Ap.jpg

  Детали интерьера. Копии сняты с Су-30М2 Academy 1/48

  Односторонняя форма.

http://sg.uploads.ru/t/S16jm.jpg   http://sh.uploads.ru/t/5fP4R.jpg

http://sh.uploads.ru/t/IhCbQ.jpg   http://sg.uploads.ru/t/qgNOK.jpg

                                              http://sh.uploads.ru/t/l0xsb.jpg

0

8

Добавлю немного от себя. :writing:
Появилась необходимость скопировать мотор БМВ от Фокке-Вульфа 190. Вычленяю необходимые детали из рамок и произвожу обработку с целью удаления следов стыков прессформ, проще говоря, облоя. Делается это для того чтобы потом на отлитой детали не обрабатывать два стыка (фирмы и свой :tired: ). Лобовое кольцо капота (закрытый бронёй маслобак) обрабатываю изнутри так, чтобы не было явных ступенек стыка (исправляю "косячки" фирмы). Задняя часть кока винта на модели даётся отлитой вместе с вентилятором охлаждения, что неправильно. Пришлось аккуратно распиливать этот узел, благо, что в наборе даётся два типа вентиляторов (с 12 и 14 лопастями). 12ти лопастной сточил до лопастей, а от 14ти лопастного отпилил необходимое и обработал.
http://sh.uploads.ru/t/Kex3d.jpg   http://sg.uploads.ru/t/y0Auh.jpg

http://sg.uploads.ru/t/IDpWg.jpg   http://sg.uploads.ru/t/YSmna.jpg

После этого занялся установкой деталек на пластину. Лобовое кольцо, состоящее из 2-х деталей приклеил прямо на неё (там есть выступающие грани и лучше прольются кромки - желательно избежать их дальнейшей обработки), остальные установил на пластилин и с помощью зубочистки подтыкал его, чтобы не было пустот возле деталей.
http://sh.uploads.ru/t/TO4aK.jpg   http://sh.uploads.ru/t/TJv8q.jpg

http://sg.uploads.ru/t/cI5JB.jpg   http://sh.uploads.ru/t/egbaI.jpg

0

9

Вчера вечером наклеил бортики и произвёл заливку силиконовым компаундом.  :writing: Сегодня утром разобрал формочки, удалил пластилин и произвёл дефектовку - всё получилось, кроме формы с лобовиком. Там по периметру есть недоливы из-за воздушных пузырей - не успели выйти, переборщил с отвердителем. Попробовал подрезать их немного и без разделительного слоя подмазал свежеразведенный компаунд - посмотрим, слипнется или нет. Приклеил с помощью суперклея бортики на двухстороннюю форму и промазал мыльным раствором. Подсохнет - надо заливать.http://sh.uploads.ru/t/g2Ipc.jpg

http://sg.uploads.ru/t/F3dzX.jpg   http://sh.uploads.ru/t/uiIdB.jpg

http://sh.uploads.ru/t/vw0W2.jpg   http://sh.uploads.ru/t/ChFDG.jpg

0

10

Сделал вторую половину форм. После извлечения пластика произвёл осмотр - вентилятор не получился :mad: , видно при заливке второй половины он "отошёл" от нижней половины, придётся переделать - к сожалению, от этого никто не застрахован! :O
http://sh.uploads.ru/t/v4ziZ.jpg

В форму с двигателем была произведена заливка, как и ожидалось, воздушные пузырьки не дали полностью пролиться крышкам клапанов - попробую залить немного по другому:
http://sg.uploads.ru/t/FgkCD.jpg   http://sg.uploads.ru/t/31GFs.jpg

А вот односторонняя форма для деталей капота, хоть и сделала своё дело один раз (неправильно расположил второе кольцо и при извлечении она порвалась :( ), зато позволила отлить детали практически идеально :glasses:
http://sh.uploads.ru/t/NKvbg.jpg

http://sh.uploads.ru/t/eQ3wX.jpg   http://sh.uploads.ru/t/rlkAX.jpg

Пойду дальше баиньки. ^^

0

11

Повторно отлил детальки, трубки толкателей клапанов получились отлично:
http://sh.uploads.ru/t/vO9Jz.jpg

Клапанные крышки на "звёздах" снова не пролились до конца (попробую ещё раз по другому), а вот избыток мыла сделал своё "грязное" дело:
http://sh.uploads.ru/t/pHAfI.jpg   http://sh.uploads.ru/t/v2uoi.jpg

Завтра буду заливать по новому. :mybb:

0

12

Попытки продолжаются, уже намного лучше, но не идеально.
http://sh.uploads.ru/t/CYGEb.jpg   http://sg.uploads.ru/t/VIaJU.jpg

0

13

Но уже вполне пригодно для работы! Дефекты замазюкать, подпилить, подточить и т. д. Поскольку я бы так не сумел, мне кажется, что приемлемо. Удачи, Альберт! :flag:

0

14

Stuurman написал(а):

Дефекты замазюкать, подпилить, подточить и т. д.

По этому пути и пошёл. :D
Надоело смотреть на "валяющиеся" на столе заготовки - решил доделать его. С цилиндров срезал непролитые клапанные крышки, с распределителя - клапанные трубки, смола пересохла и при обработке они просто начали отламываться. :huh: Вместо них сделал посадочные места - после покраски приклеить литники не проблема, крышки срезал с бракованных моторов и приклеил на требуемый. :idea:
http://sh.uploads.ru/t/cyDnC.jpg

http://sg.uploads.ru/t/uHdLF.jpg   http://sh.uploads.ru/t/fmUIS.jpg

После обработки покрасил и сделал подсборку:
http://sg.uploads.ru/t/pQ6dh.jpg   http://sh.uploads.ru/t/3HAn4.jpg

http://sg.uploads.ru/t/C67M8.jpg

Костя! :writing: Можешь приходить и забирать. :mybb:

0

15

Шикарно, Альберт, как всегда. И вот что теперь, надо будет 190-й собирать?

0

16

Kastyan76 написал(а):

И вот что теперь, надо будет 190-й собирать?

:D ЭЭЭЭэээээээ, надо как-нибудь начатое доделать, там у тебя 141-й под покраску со "спитом". :huh:

0