В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу
американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с.
Но война вынудила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться,
технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить
первый оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов,
а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности
двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса,
чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для крестьянского хозяйства. Трактор предназначен для обработки небольших
крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. "Запорожец" прост в производстве и эксплуатации.
Конструкция этого трехколесного трактора поражает своей простотой. Широкое колесо хорошо проминало бурьян и дробило его.
Кроме того, колесо легко очищалось от грязи. На крыле, закрывающем колесо, размещался топливный бак, из которого нефть самотеком
поступала в двигатель.
Конструкторы применили в «Запорожце» нефтяной двигатель «Триумф» завода бывшего «Бр. Загорелиных», ныне дизелестроительный завод имени
С. Кирова в городе Б. Токмак. Этот бесклапанный, не очень экономичный, но простой двигатель выпускался с 1909 года. Зажигание смеси в нем происходило
от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр,
охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 28 кг черной нефти и 50 литров воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Бронзовые втулки трения, примененные вместо
шариковых подшипников или баббитовых вкладышей, имели то преимущество, что в случае износа их можно было изготовить в любой мастерской.
Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью 3,6км/ч.
Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор числа оборотов.
Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск «Запорожцев» до 300 штук в год. Однако ей не суждено было сбыться.
Более того, в 1926 году производство «Запорожцев» полностью прекратилось: Путиловский завод успешно осваивал «Фордзоны». Но главная причина была в другом.
К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, подводившие черту под кустарщиной в машиностроении. Всего, за время производства
было выпущено, по разным подсчетам 500-800 шт.
Интересный факт: В Черниговской обл. тракторист и механик М. И. Роскот , на тракторе "Запорожец" работал с 1924 по 1958 года, в годы немецко-фашистской
оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения, "Запорожец" был снова собран и продолжал нести свою не легкую
службу в тяжелые послевоенные годы.
1/72 Трактор "Запорожец" handmade
Сообщений 1 страница 22 из 22
Поделиться1Четверг, 26 мая, 2016г. 11:49:31
Поделиться2Четверг, 26 мая, 2016г. 11:56:42
Конструкция трактора достаточно простая, поэтому затягивать процесс не буду, да и другие проекты откладывать в долгий ящик не хочется.
Поскольку кузова, как такового не было, начну с рамы. Материал, тонкий полистирол.
На передней балке установил узлы крепления передних колес, и опорные плиты для установки радиатора и двигателя.
Поделиться5Пятница, 27 мая, 2016г. 22:02:51
Забавный драндулет........ , коллекция будет забавно выглядеть с ним.
Поделиться6Суббота, 28 мая, 2016г. 07:19:45
Забавный драндулет
Хорошее "имя" драндулет, я это слово с детства подзабыл Шайтан-арба была, теперь драндулет, чего я только не делал прям жуть.
Это еще не все, следом за ним Коломенец пойдет на четырех колесах
Поделиться7Суббота, 28 мая, 2016г. 23:49:08
Я бы ЭТО кикиморой обозвал. В общем, обозвали как могли.
Отредактировано TsyganovSI (Суббота, 28 мая, 2016г. 23:49:42)
Поделиться8Воскресенье, 29 мая, 2016г. 09:25:56
Бедный трактор, еще не сделан, а "имен" нахватал на троих хватит
Поделиться10Вторник, 31 мая, 2016г. 12:21:36
Занятный агрегат, и исполнение, похоже, обещает быть весьма занятным. Вспомнил, что слово "драндулет" возникло от польского "дрындула" - именно разбитый экипаж и обозначавшее, и "кабриолет". Ещё варианты - рыдван, таратайка, колымага, джабахан, костотряс. Можно выбирать любой Без всякого желания обидеть конструктора и моделиста.
Поделиться11Вторник, 31 мая, 2016г. 12:34:00
Костик, ты как всегда "добавил масла в огонь"
Поделиться13Среда, 15 июня, 2016г. 17:25:07
Юра, шикарная работа! Очень радует как разносторонность интересов моделиста, так и тщательность исполнения! (Другого и не может быть, учитывая твоё мастерство).
Поделиться14Среда, 15 июня, 2016г. 18:17:03
Приветствую Андрей Дмитриевич!
Спасибо, за добрые слова.
Вы нас совсем забыли или домашние хлопоты отнимают много времени?
Поделиться18Понедельник, 18 июля, 2016г. 00:34:26
Уххх! В ожидании шедевра!!!
Юра, прошу прощения, забыть не могу по определению, а вот разные мелкие и не очень бытовые мелочи действительно "заели"! Савойя-Маркетти, который Спарвиеро, уже с зимы ожидает на стапеле.
Удачи и новых великолепных работ!
Поделиться19Пятница, 29 июля, 2016г. 07:31:34
Летний период, как всегда путает все карты, эту тему можно было закрыть еще в начале июля, показать осталось
не много, но автопробег на Горный Алтай внес свои коррективы. Теперь в авральном режиме будем закругляться.
Еще до отъезда установил рулевой механизм (рулевая колонка, тяги)...
... дело оставалось за малым-мелочь, которую необходимо установить до покраски.
На радиаторе установлена помпа, левый шкив получил муфту сцепления, на рулевой колонке установил руль,
движок "оброс" агрегатами. Остальные детали,трубки, тросики, рычаги будут установлены после покраски.
Поделиться21Пятница, 29 июля, 2016г. 08:14:04
Превосходно, с возвращением в "колею"!
Я бы обода колёс сразу в стальной закатал.
Поделиться22Пятница, 29 июля, 2016г. 09:01:35
Под основными цветами, лежит стальной цвет.