Интeрнет-форум Забайкальского клуба стендового моделизма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Р-145БМ

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Командно-штабная машина Р-145БМ  на протяжении более 30 лет была "рабочей лошадкой" связистов сухопутных войск. Участвовала практически во всех вооруженных конфликтах этого периода. Эти машины поставлялись во многие страны, как Варшавского договора, так и в другие, например в Финляндию. Моя офицерская карьера начиналась на этих машинах (фото 1).

http://sh.uploads.ru/t/g9p1q.jpg   http://s1.uploads.ru/t/x0iOv.jpg

http://sg.uploads.ru/t/1YUpm.jpg   http://s5.uploads.ru/t/YZ1HX.jpg

Ч.1Техника весьма известная в модельном мире, поэтому особо нового не представлю. За весь период своей службы внешний вид КШМ практически не менялся, как впрочем и внутреннее оборудование. Хотя в принципе их можно разделить на раннюю версию и позднюю. Различие в основном в размещении навесного оборудования, в первую очередь ящика для антенного такелажа. На ранней версии этот ящик на правом борту, также отсутствуют бойницы для ведения огня из стрелкового оружия. Раннюю версию я отснял в Техническом музее в Тольятти.

http://s6.uploads.ru/t/6GjyI.jpg   http://s0.uploads.ru/t/NrAPw.jpg

http://sa.uploads.ru/t/v3ycV.jpg   http://s6.uploads.ru/t/yhsug.jpg

http://sa.uploads.ru/t/MzRZa.jpg   http://s7.uploads.ru/t/dT6Gi.jpg

http://s7.uploads.ru/t/mkNiD.jpg   http://s5.uploads.ru/t/qv3Zi.jpg

http://se.uploads.ru/t/cLa9g.jpg   http://sh.uploads.ru/t/nuvm7.jpg

http://s7.uploads.ru/t/dsTm9.jpg

Поздняя версия появилась уже в период войны в Афганистане. Опыт боевых действий заставил оборудовать бронекорпус бойницами, такелажный ящик был перенесен на левый борт (почему я не понимаю), изменилось размещение шанцевого инструмента и остального навесного оборудования. Эти КШМ я снимал уже в родной 101 брс в Чите.

http://s4.uploads.ru/t/mPT94.jpg   http://sh.uploads.ru/t/VFP4m.jpg

http://s6.uploads.ru/t/uiJHG.jpg   http://sh.uploads.ru/t/pa3yw.jpg

http://s5.uploads.ru/t/2WuGN.jpg   http://s3.uploads.ru/t/mCq1t.jpg

http://sf.uploads.ru/t/wdfjg.jpg   http://s4.uploads.ru/t/VI1ZW.jpg

http://sh.uploads.ru/t/f4k6T.jpg   http://sh.uploads.ru/t/Wg0bx.jpg

http://sd.uploads.ru/t/Jwp4j.jpg   http://se.uploads.ru/t/osWY0.jpg

http://s3.uploads.ru/t/L0S7a.jpg   http://s7.uploads.ru/t/vALCD.jpg

http://s2.uploads.ru/t/AytDl.jpg   http://s9.uploads.ru/t/mv57Q.jpg

http://s5.uploads.ru/t/kVW5L.jpg   http://s3.uploads.ru/t/2HVOn.jpg

http://s8.uploads.ru/t/4VcuU.jpg   http://sf.uploads.ru/t/rEfWQ.jpg

http://sd.uploads.ru/t/VHlzo.jpg   http://sa.uploads.ru/t/AjrdY.jpg

                      Упор крышки люка на ранней версии.
http://s0.uploads.ru/t/LeDoU.jpg   http://s3.uploads.ru/t/RkQWT.jpg

             "Тубус" для ШДА (Широкодиапазонной антенны)                  Здесь фара без СМУ (светомаскировочного устройства,
                                                                                                                   в простонародье "смотри м...к, убьешься")
http://s4.uploads.ru/t/MkAa5.jpg   http://sh.uploads.ru/t/sEG14.jpg

http://sd.uploads.ru/t/9NcrF.jpg   http://sg.uploads.ru/t/rghyX.jpg

http://sa.uploads.ru/t/YqAtw.jpg   http://sh.uploads.ru/t/g8Uvc.jpg

http://s2.uploads.ru/t/fKDer.jpg   http://s3.uploads.ru/t/LpJF6.jpg

http://sf.uploads.ru/t/fkCF5.jpg   http://s6.uploads.ru/t/NgQcr.jpg

http://sh.uploads.ru/t/JoyIe.jpg   http://s4.uploads.ru/t/7zYTq.jpg

      16 метровая телескопическая мачта.
http://s3.uploads.ru/t/bnGHB.jpg   http://s6.uploads.ru/t/QSdOn.jpg

                                                                                                              ШДА, или объемный вибратор, или просто "банан".
http://s9.uploads.ru/t/lwuYQ.jpg   http://s4.uploads.ru/t/S2Mfd.jpg

http://sa.uploads.ru/t/qLlST.jpg   http://sf.uploads.ru/t/K1gyN.jpg

http://sa.uploads.ru/t/CdleF.jpg   http://s1.uploads.ru/t/BrdPH.jpg

Все изоляторы должны быть чистыми и иметь вот такой цвет как на правом снимке. В Советской Армии за закрашенные изоляторы,
как на левом снимке,   могли "снять скальп" с нерадивого командира.
http://sh.uploads.ru/t/s71Dh.jpg   http://s4.uploads.ru/t/MUDJu.jpg

А вот это Забайкальское "ноу-хау". у БТР-60ПБ, который является транспортной базой КШМ, отопление отсеков происходило только в движении, за счет циркуляции нагретой охлаждающей жидкости двигателей. При выключенных двигателях, оно отсутствовало. Ну а чтобы понять каково в броне при низкой температуре, это надо попробовать. И поверьте мне, удовольствие не из приятных. В 101брс таким образом приспосабливали старые, добрые ОВ-65 (отопитель воздушный на солярке), которые могли работать и в движении и на стоянке.
http://s1.uploads.ru/t/xJsjQ.jpg   http://s6.uploads.ru/t/gj2nq.jpg

http://s8.uploads.ru/t/yH2iS.jpg   http://s3.uploads.ru/t/Fb6GD.jpg

http://se.uploads.ru/t/qr8I5.jpg   http://s6.uploads.ru/t/PpZTC.jpg

http://s5.uploads.ru/t/2IBVH.jpg   http://se.uploads.ru/t/xpAdZ.jpg

http://s7.uploads.ru/t/atJES.jpg   http://sa.uploads.ru/t/o7wTf.jpg

http://sd.uploads.ru/t/T3agH.jpg

Антенна зенитного излучения (АЗИ) -"поручень" поверх корпуса, могла складываться. В обыденных условиях она как правило
была всегда развернутой. Складывалась она при длительном хранении КШМ или при транспортировке по ж/д или авиацией.
http://s0.uploads.ru/t/UX9iV.jpg   http://sa.uploads.ru/t/OfaN5.jpg

http://sg.uploads.ru/t/tPBeh.jpg   http://s3.uploads.ru/t/WQB3X.jpg

http://sh.uploads.ru/t/o2cPb.jpg   http://sh.uploads.ru/t/NVTzr.jpg

http://s7.uploads.ru/t/qGN0l.jpg   http://sa.uploads.ru/t/Oj3vz.jpg

Ч.2 Полезли внутрь. Командирский отсек.

http://s3.uploads.ru/t/rU5KL.jpg   http://sa.uploads.ru/t/Rqyrf.jpg

http://s4.uploads.ru/t/dku38.jpg   http://se.uploads.ru/t/PeaGH.jpg

http://sh.uploads.ru/t/s08P7.jpg   http://sg.uploads.ru/t/Y3pHA.jpg

На поздних версиях Р-145БМ были установлены дозиметрические приборы ИМД-21С (измеритель мощности дозы), на ранних рентгенметр ДП-3Б.
http://s1.uploads.ru/t/c9zry.jpg   http://sd.uploads.ru/t/8jfzo.jpg

http://s9.uploads.ru/t/mYTbG.jpg   http://sa.uploads.ru/t/Q9umJ.jpg

http://sa.uploads.ru/t/rIqlQ.jpg   http://s7.uploads.ru/t/s2cuB.jpg

http://s5.uploads.ru/t/rfbcG.jpg   http://s5.uploads.ru/t/JpI9L.jpg

http://s3.uploads.ru/t/sXCWy.jpg   http://sd.uploads.ru/t/iZRwF.jpg

Так как дермантиновая обшивка сидений при низкой температуре
становилась подобной металлу, в Забайкалье бойцы обтягивали
сиденья сукном от старых солдатских шинелей.
http://s7.uploads.ru/t/qOio6.jpg   http://s7.uploads.ru/t/1QMdn.jpg

http://se.uploads.ru/t/W6EeS.jpg   http://s4.uploads.ru/t/UVt5P.jpg

http://s5.uploads.ru/t/hkopJ.jpg

Теперь средний аппаратный отсек.
http://s3.uploads.ru/t/eUao0.jpg   http://sa.uploads.ru/t/FbCB3.jpg

http://sa.uploads.ru/t/4PFfa.jpg   http://sa.uploads.ru/t/wA1sO.jpg

http://se.uploads.ru/t/nov19.jpg   http://s8.uploads.ru/t/eIAlz.jpg

http://sg.uploads.ru/t/N4oy8.jpg   http://s7.uploads.ru/t/MZJoW.jpg

Заднюю часть отсека примыкающую к моторному как-то не отснял в свое время, поэтому пришлось воспользоваться интернетом.
Надеюсь Савицкий Сергей на меня не обидится, тем паче я на его авторство не претендую.
http://s6.uploads.ru/t/Gcu03.jpg   http://sf.uploads.ru/t/IDV8G.jpg

http://s5.uploads.ru/t/tJ9UL.jpg   http://s0.uploads.ru/t/RibaE.jpg

http://s7.uploads.ru/t/Zytns.jpg   http://s0.uploads.ru/t/Fbr7T.jpg

http://s4.uploads.ru/t/EVTdl.jpg   http://s2.uploads.ru/t/JGyHN.jpg

http://s6.uploads.ru/t/UXAp3.jpg   http://s6.uploads.ru/t/Tmbxy.jpg

http://s7.uploads.ru/t/6v3BA.jpg

Моторный отсек.
http://s5.uploads.ru/t/8f23K.jpg   http://s2.uploads.ru/t/GD39r.jpg

http://s0.uploads.ru/t/4FBla.jpg   http://s8.uploads.ru/t/qxgPI.jpg

http://sh.uploads.ru/t/gP1Jv.jpg   http://s8.uploads.ru/t/ZKtCo.jpg

http://s5.uploads.ru/t/OdhaD.jpg   http://s5.uploads.ru/t/frl3G.jpg

http://sf.uploads.ru/t/JPn61.jpg   http://s5.uploads.ru/t/MnX20.jpg

И под конец о электропитании КШМ. В движении и на коротких остановках электропитание осуществляется от электрогенератора Г-290Б приводимого во вращение от левого двигателя БТР. Имеются АКБ радиоузла (2 последовательно соединенные батареи 6СТ-75). Устанавливаются в нише на левой стороне корпуса. На стоянках электропитание в основном осуществляется от бензоэлектрического агрегата АБ-1-П/30. При транспортировке агрегат в металлическом кожухе крепится на месте бронебашни. На стоянке агрегат выносится подальше (на сколько хватает силового кабеля), так как сильно тарахтит. Шибко ленивые экипажи иногда позволяли себе работу агрегата прямо на броне, но это скорее исключение из правил. Да, заправлялся агрегат безином вместе с маслом, как на старых мотоциклах (на новых импортных не знаю, не интересовался). КШМ могла запитываться и от внешней сети 220 V, для чего имеется распределительный щит и выпрямитель.
http://s6.uploads.ru/t/6AVDo.jpg   http://s4.uploads.ru/t/K2b3g.jpg

http://s8.uploads.ru/t/3fdbe.jpg   http://sa.uploads.ru/t/O1it0.jpg

http://sa.uploads.ru/t/djySw.jpg   http://sd.uploads.ru/t/ZfuaP.jpg

И вот такой он без следов эксплуатации.
http://s9.uploads.ru/t/LY7xv.jpg   http://s7.uploads.ru/t/lAXuI.jpg

http://se.uploads.ru/t/hfZXL.jpg   http://s3.uploads.ru/t/bMThC.jpg

В завершение своего повествования некоторые детали, которые упустил. К сожалению в Советской Армии фотографирование боевой техники не приветствовалось, поэтому фото тех времен не так уж и много. А по нынешнему российскому времени даже в интернете не нашел ни одной фотографии Р-145БМ в полностью нормальном состоянии. Поэтому придется заниматься словоблудием.
     Антенны. АЗИ крепится к корпусу БТР с помощью вертикальных стоек. В верхней части стойка соединяется с полотном антенны естественно через изолятор. По науке изоляторы ни в коем случае не должны красится. В Советской Армии это соблюдалось неукоснительно, ну а в Российской, особенно в 90-е и в начале 2000-х многое было просто похеряно. В нижней части стойки анодированы  во избежание корозии и также не должны краситься. Обратите внимание на Р-145БМ в музее в Финляндии в начале темы, там эта часть даже закрыта чехлами.

http://sa.uploads.ru/t/K8fra.jpg   http://s4.uploads.ru/t/Oj4NK.jpg

     Провода соединяющие антенные вводы с полотном АЗИ были дополнительно подпружинены, дабы они не провисали и не болтались.

http://s2.uploads.ru/t/TR9hC.jpg   http://s4.uploads.ru/t/26up0.jpg

    4-х метровые штыревые антенны применялись в основном для связи в движении. Антенна состоит из четырех колен. Нижнее колено частично имело изолирующее покрытие из  черной пластмассы, чтобы не обжечь руки при работе р/ст. на передачу. По науке количество установленных колен зависит от частоты (длины волны) на которой надо работать, но на практике, как правило, ставили все четыре колена независимо от частоты. Чтобы в движении антенна не болталась, ее растяжкой отклоняли к корме БТР приблизительно под  45°. При снятой антенне, антенный ввод закрывался пластмассовой заглушкой, которая металлической цепочкой крепилась к антенному вводу во избежание утраты.
     16-и метровая телескопическая мачта (реально ее высота 15,7м) при длительных стоянках и при сильном ветре в развернутом состоянии крепилась 3-я ярусами штатных растяжек из тонкого металлического троса. Однако чаще всего использовался только верхний ярус растяжек из капронового фала.
     Шанцевый инструмент на ранней версии крепился в основном как на обычном  БТР-60ПБ, за исключением: пусковая рукоятка (заводная ручка, кривой стартер) перенесена ближе к корме по правому борту, а двуручная пила стала крепиться на такелажном ящике.
На поздней версии, по сравнению с ранней, такелажный ящик и лопату переместили на левый борт, а вот куда дели багор не понятно. Возможно вообще убрали за ненадобностью.
     Шанцевый инструмент красили следующим образом: деревянные рукоятки на инструменте с новыми машинами приходили неокрашенные, но в процессе эксплуатации их красили в защитный цвет. Металлические части красились в черный цвет, за исключением режущих частей, которые при обслуживании  затачивались и смазывались. На некоторых фото полотно пилы тоже покрашено, что в корне неверно: попробуйте крашеной пилой распилить  бревно хотя бы среднего диаметра. У пилы красились только рукоятки (в защитный цвет) и часть полотна в черный цвет в районе ручек. Зачастую на всем шанцевом инструменте наносились номера соответствующие бортовым номерам КШМ. Буксировочный трос как минимум после очередного использования, что было в условиях полигона нередким явлением, при обслуживании техники очищался и смазывался. Ввиду отсутствия специальной промасленной бумаги мы оборачивали его рулонной бумагой от телеграфных аппаратов. Тоже самое проделывали и с пилой. Коуши троса красились или в черный или в защитный цвет. Канистры как правило на штатных местах на борту не крепили (по известной причине) и возили внутри КШМ.

http://sd.uploads.ru/t/q7KmM.jpg   http://s0.uploads.ru/t/v5RQw.jpg

http://sh.uploads.ru/t/esitd.jpg

     Окраска и маркировка Р-145БМ была самая разнообразная, так что классифицировать ее пустая трата времени. Остановлюсь на том, как это было в период моей службы в ЮГВ в начале 1980-х годов. Вся БТ техника не камуфлировалась и красилась в однообразный защитный цвет. На фото КШМ командира дивизии с бортовым № 001. Номера белого цвета наносились по правому борту на крышке бокового люка, на левом борту между боковыми поручнями в носовой части корпуса, на корме БТР на правом рукаве заднего хода. Опознавательный знак нашей дивизии – белый треугольник наносился на левом рукаве заднего хода. При совершении маршей по территории Венгрии мы закрывали номера и ОЗ или брезентовыми или дермантиновыми полосами. Для этого приваривались болты, к которым они крепились. Да, чуть не забыл: на внутренней стороне крышки люка радиста вывешивался "Список лиц допущенных в аппаратную" т.к. она имела СА (спец. аппаратуру). Это был лист А4 с данными в/сл. подписанный и утвержденный соответствующими командирами, обернутый в целофан и приклеенный скотчем.

http://s0.uploads.ru/t/wFGj8.jpg   http://s3.uploads.ru/t/1DaUd.jpg 

     Пока все, возможно что-то и упустил - давно это было...

Отредактировано poa54 (Пятница, 27 октября, 2017г. 07:24:55)

+1

2

Ещё совсем не седой...  Как молоды мы были... (к фото нр 1)))

Но "главная энергетическая установка" сего аппарата ещё в училище повергла в лёгкую панику: попробуй отрегулировать обороты двигателей так, чтобы они отличались не более чем на 50 об/мин. В качестве индикатора при этом используется "наблюдение за частотой вращения вентиляторов на фоне сеток радиаторов системы охлаждения". В итоге один двигатель, надсаживаясь, тянет всю махину, а второй, тоже с диким рёвом, ему мешает. Но ведь регулировали как-то и даже ездили! А на плаву - почти катер! Маневрировать только надо приловчиться, но это дело наживное.

Спасибо, Олег!

0

3

Андрей привет. А ты где БТР-60 изучал? У вас в "бурсе" общевойсковые дисциплины преподавали или ты до того как в общевойсковом учился? Самое хреновое у этого БТР было рассинхронизация двигателей. У нас при замене двигателей (благо их на складах было воз и маленькая тележка) приезжали рембатовцы, выставляли синхронизацию. Помню у них специальный прибор для этого был. Пехотные БТРы плавали, а вот Р-145 ни разу не видел водоплавающих, но спасательными жилетами комплектовались исправно, бойцы одевали их для сугреву.

0

4

poa54 написал(а):

Моя офицерская карьера начиналась на этих машинах (фото 1).

Действительно, такой молодой!  :hobo:
Шикарные фото, толковый, с пояснениями обзор. :cool:

0

5

Олег, добрый вечер! Я, (увы и ах! - в авиацию по медицине не пустили), изучал всё сие в общевойсковом. Изучали как раз БТР-60ПБ (командно-штабной там тоже присутствовал, но только для нашего общего ознакомления с ним. При этом я напрочь не помню был ли он наш, "училищный", или его пригоняли для ознакомления из соседней части) и БМП-1. Изучали всё в полном объёме: матчасть, стреляли, водили (в т ч на плаву). А ещё с "доучилищного" периода у меня есть книжка-брошюра "Водителю бронетранспортёра", но она по БТР-60П (кабриолет, с брезентовым верхом  :D ). Издание 1975 года, фотографий нет совсем, только рисунки, не всегда достаточно контрастные, полиграфия - "не фонтан"))).
Спасжилеты впервые увидел, когда ездили на плав, а когда уже служил в полку (на БМП-1), действительно их одевали для утепления.
Тяжело было, но весело))).

0

6

Привет Андрей. У меня это чуть ли не настольная книга.
http://s4.uploads.ru/t/ExfoP.jpg

Добавил часть 2, внутренности.

0

7

Ух ты! Вот это да!! А я, когда увольнялся, всю почти литературу раздал... Утешусь тем, что оставшимся она принесла пользу, а не стояла у меня в шкафу))).

"В Забайкалье обтягивали сиденья сукном от старых солдатских шинелей" - подтверждаю! И не только на БТРах  :D

А бензоагрегаты - постоянная головная боль: обязательно находилась масса желающих их стащить и продать, а деньги всенепременно пропить. Спрашивается: и в чём смысл? Ответ: "Умом Россию не понять..."

На фото узнал Р-123М (или ещё не "М"? Нет, по-моему, всё-таки "М".) И ещё Р-130, с которой в частях мне работать не приходилось. В настоящее время с любой из них не управлюсь даже ради спасения собственной жизни  :D . Обидно, но это скорее так, чем нет.)))

Спасибо большое, Олег! Не говоря о практической пользе для моделистов, приятно было молодость вспомнить.

0

8

Добавил кое-что еще.

0