Интeрнет-форум Забайкальского клуба стендового моделизма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ту-128

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Машина достаточно известная в настоящее время, в том числе и в модельном мире. Однако в период эксплуатации несмотря на то что этот самолет находился на вооружении шести полков авиации войск ПВО страны с 1965 по 1988 годы о нем знали немногие. Самолет создавался для борьбы в основном с американскими стратегическими бомбардировщиками В-52. Учитывая то, что наибольшая угроза воздушного нападения США на СССР существовала с арктического направления, имевшего наиболее слабую систему ПВО, полки на Ту-128 дислоцировались или в непосредственной близости к арктическому побережью: Талаги, Савватия, Андерма или если и были удалены на значительные расстояния: Омск, Семипалатинск, Братск, но имели аэродромы передового базирования на арктическом побережье.  Выполняли Ту-128 учебные стрельбы и на полигоне Телемба.
    Я знаю три печатных издания по Ту-128: польское  PKL-27, монография в АиВ №2 1997 и книга С.Бурдина «Дальний перехватчик Ту-128». Причем последняя издана «за бугром» естественно на английском языке (в России не нашлось меценатов проплатить издание этой книги на русском языке). В этой книге даны исчерпывающие данные по Ту-128.http://sd.uploads.ru/t/z8JUr.jpg

    Ту-128 имел грубо говоря три основные модификации : Ту-128, Ту-128М и Ту-128УТ. Начнем с Ту-128УТ. У меня побольше информации по нему, да тут вроде и "Трамп." подсуетился.
Снимал я его во Ржеве, на АРЗ. Состояние не ахти, но лучшего уже нет и не будет - последний оставшийся самолет этой модификации. Отличие УТ от боевых Ту-128, это наличие кабины инструктора, за что он получил прозвище "пеликан" и отсутствие аппаратуры управления ракетным вооружением, т.е. боевые задачи он выполнять не мог. В остальном планер самолета был идентичен всем модификациям самолета, за исключением некоторых деталей.

Ч.1
http://s3.uploads.ru/t/2cEou.jpg   http://sg.uploads.ru/t/JkwK1.jpg

http://s3.uploads.ru/t/ZdwH2.jpg   http://s4.uploads.ru/t/fvI8x.jpg

http://sg.uploads.ru/t/vPe6l.jpg   http://sg.uploads.ru/t/qxopG.jpg

http://sd.uploads.ru/t/GLT3V.jpg   http://s4.uploads.ru/t/IBATJ.jpg

http://sd.uploads.ru/t/NoUIx.jpg   http://sd.uploads.ru/t/IJEX9.jpg

http://s3.uploads.ru/t/OvnAF.jpg   http://s5.uploads.ru/t/vQLqb.jpg

http://sa.uploads.ru/t/Fx8uj.jpg   http://sh.uploads.ru/t/gWUVi.jpg

http://s7.uploads.ru/t/9oah8.jpg   http://sa.uploads.ru/t/VI7jX.jpg

http://sd.uploads.ru/t/iMZnv.jpg   http://sg.uploads.ru/t/tqNZJ.jpg

http://s3.uploads.ru/t/hNeQP.jpg   http://sh.uploads.ru/t/Dc2gU.jpg

http://s8.uploads.ru/t/63Wsk.jpg   http://sd.uploads.ru/t/CTUvm.jpg

http://sd.uploads.ru/t/dCxBQ.jpg   http://s4.uploads.ru/t/w59H1.jpg

http://s5.uploads.ru/t/IEXrg.jpg   http://sh.uploads.ru/t/OFCmw.jpg

http://sa.uploads.ru/t/Z2XzG.jpg   http://sd.uploads.ru/t/pxewk.jpg

http://sg.uploads.ru/t/g2itM.jpg   http://s3.uploads.ru/t/ZrMqC.jpg

http://s4.uploads.ru/t/LiqB9.jpg   http://sa.uploads.ru/t/buB6z.jpg

http://sg.uploads.ru/t/GFIUn.jpg   http://s3.uploads.ru/t/U5wJS.jpg

http://s4.uploads.ru/t/ghHV9.jpg   http://sh.uploads.ru/t/QBcxp.jpg

http://s8.uploads.ru/t/SB6Oq.jpg   http://s5.uploads.ru/t/b3gkJ.jpg

http://s5.uploads.ru/t/0aNo7.jpg   http://s4.uploads.ru/t/dYwRl.jpg

http://s3.uploads.ru/t/ZFPda.jpg   http://s8.uploads.ru/t/rELop.jpg

http://s8.uploads.ru/t/CHGZp.jpg   http://s9.uploads.ru/t/ycVWu.jpg

http://s3.uploads.ru/t/lYDuf.jpg   http://sg.uploads.ru/t/RBOJi.jpg

http://sa.uploads.ru/t/axT9G.jpg   http://sd.uploads.ru/t/AKx9l.jpg

http://s8.uploads.ru/t/7pq4l.jpg   http://sg.uploads.ru/t/20Mrx.jpg

http://sg.uploads.ru/t/pOJsm.jpg   http://s3.uploads.ru/t/7evqU.jpg

http://sd.uploads.ru/t/AGiso.jpg   http://s3.uploads.ru/t/0PYjf.jpg

http://s8.uploads.ru/t/dwiaC.jpg   http://s7.uploads.ru/t/vHqLW.jpg

http://s4.uploads.ru/t/Pc71G.jpg   http://sd.uploads.ru/t/rFMKf.jpg

Некоторые детали конструкции, которые идентичны с серийными
машинами,  я брал с Монинского прототипа. На этом фото в отличие
от серийного отсутствует  продольная перегородка.
http://s8.uploads.ru/t/AD4uz.jpg   http://s8.uploads.ru/t/YKEqA.jpg

http://s9.uploads.ru/t/c7RmT.jpg   http://s8.uploads.ru/t/0jLBD.jpg

http://s5.uploads.ru/t/9vNk7.jpg   http://s3.uploads.ru/t/FefLM.jpg

http://s5.uploads.ru/t/9qPFz.jpg   http://s8.uploads.ru/t/4YtWT.jpg

http://s9.uploads.ru/t/mrlvf.jpg   http://sa.uploads.ru/t/mWaHS.jpg

http://s8.uploads.ru/t/TmGBA.jpg   http://s9.uploads.ru/t/LvEl6.jpg

http://s9.uploads.ru/t/rSIJL.jpg   http://sg.uploads.ru/t/jJyTb.jpg

http://sd.uploads.ru/t/XuHkx.jpg   http://s4.uploads.ru/t/HU8Pv.jpg

http://s5.uploads.ru/t/lWKOf.jpg   http://s9.uploads.ru/t/0hbPp.jpg

http://s4.uploads.ru/t/GClhQ.jpg   http://sg.uploads.ru/t/hYqXj.jpg

http://s3.uploads.ru/t/vxKTz.jpg   http://sa.uploads.ru/t/QDhxL.jpg

http://s8.uploads.ru/t/1ZnJA.jpg   http://sd.uploads.ru/t/bhCMV.jpg

http://sa.uploads.ru/t/r0zcX.jpg   http://sh.uploads.ru/t/YUNOM.jpg

http://s9.uploads.ru/t/VZmfo.jpg   http://s7.uploads.ru/t/Ogdu2.jpg

http://s9.uploads.ru/t/n67BU.jpg   http://s7.uploads.ru/t/t7WNf.jpg

http://sd.uploads.ru/t/Meifh.jpg   http://s8.uploads.ru/t/PXlsz.jpg

http://sh.uploads.ru/t/LRod3.jpg   http://sd.uploads.ru/t/eC2T9.jpg

http://s4.uploads.ru/t/E4CHV.jpg

0

2

Ч.2

http://s3.uploads.ru/t/POW1f.jpg   http://s5.uploads.ru/t/EAZ1i.jpg

http://s3.uploads.ru/t/eAPhz.jpg   http://s9.uploads.ru/t/UQV06.jpg

http://sd.uploads.ru/t/XFWRo.jpg   http://sa.uploads.ru/t/BAwEc.jpg

http://s8.uploads.ru/t/fQviI.jpg   http://s5.uploads.ru/t/1MTk9.jpg

http://sg.uploads.ru/t/mzRxi.jpg   http://sa.uploads.ru/t/wDhUX.jpg

http://sd.uploads.ru/t/aDUAe.jpg   http://s3.uploads.ru/t/ym4O7.jpg

http://s4.uploads.ru/t/zINGg.jpg   http://sh.uploads.ru/t/ENwmH.jpg

http://sd.uploads.ru/t/6GSaO.jpg   http://s4.uploads.ru/t/oqCfa.jpg

http://sh.uploads.ru/t/j7rsA.jpg   http://s4.uploads.ru/t/QOB2U.jpg

http://sg.uploads.ru/t/KqlZu.jpg   http://s9.uploads.ru/t/I1fso.jpg

http://s9.uploads.ru/t/lLukG.jpg   http://s7.uploads.ru/t/25TpX.jpg

http://sd.uploads.ru/t/Ri3Ow.jpg   http://s4.uploads.ru/t/Nb8dr.jpg

http://sd.uploads.ru/t/ABOgP.jpg   http://sd.uploads.ru/t/zxcUd.jpg

http://sd.uploads.ru/t/Sxeta.jpg   http://sg.uploads.ru/t/TN8y9.jpg

http://s3.uploads.ru/t/BoGLs.jpg   http://s3.uploads.ru/t/idule.jpg

http://sd.uploads.ru/t/5XrVb.jpg   http://sh.uploads.ru/t/8hmAb.jpg

http://s9.uploads.ru/t/Lyl3I.jpg   http://sd.uploads.ru/t/BEZGv.jpg

http://s7.uploads.ru/t/MZ8AQ.jpg   http://sa.uploads.ru/t/Nc1Gp.jpg

http://s9.uploads.ru/t/QsBAG.jpg   http://sd.uploads.ru/t/Ab17T.jpg

http://sa.uploads.ru/t/TMvfd.jpg   http://s8.uploads.ru/t/tkd3J.jpg

http://sd.uploads.ru/t/Icv74.jpg   http://sg.uploads.ru/t/1J0ex.jpg

http://s4.uploads.ru/t/yUWO6.jpg   http://sh.uploads.ru/t/tBYD6.jpg

http://s5.uploads.ru/t/1NxFi.jpg   http://sd.uploads.ru/t/nGVxM.jpg

http://sa.uploads.ru/t/eNzyt.jpg   http://s9.uploads.ru/t/jGQF7.jpg

http://sg.uploads.ru/t/OD980.jpg   http://s4.uploads.ru/t/8kNBG.jpg

http://s5.uploads.ru/t/DjBZb.jpg   http://sa.uploads.ru/t/XFJBK.jpg

http://s7.uploads.ru/t/vtnXI.jpg   http://s4.uploads.ru/t/PeFI2.jpg

http://s4.uploads.ru/t/lPJ7t.jpg   http://sg.uploads.ru/t/XO3g4.jpg

http://s8.uploads.ru/t/Eg7SN.jpg   http://sh.uploads.ru/t/M4oZ1.jpg

http://sg.uploads.ru/t/0w1SD.jpg   http://sd.uploads.ru/t/wrnh7.jpg

http://s8.uploads.ru/t/58PQA.jpg   http://s5.uploads.ru/t/Mdb9E.jpg

http://s3.uploads.ru/t/N3dlc.jpg

    Вернемся немного назад. Предыстория создания Ту-128УТ такова. До появления Ту-128 на вооружении авиации ПВО страны находились только истребители: МиГ-17, Су-15, Як-28, Су-9. Ту-128 таковым не являлся (полки на Ту-128 именовались ап, к примеру 350 ап).  Летчики-истребители при переходе на Ту-128 осваивали практически новый тип самолета, который по управлению был ближе к бомбардировщику. Естественно их необходимо было переучивать с помощью другой техники, в первую очередь как минимум с двойным управлением. Изначально для этих целей использовали Ил-14 (не от хорошей жизни), затем появились Ту-124Ш, которые были уже ближе к Ту-128 и по размерам, и по турбореактивным двигателям, и по технике пилотирования. Меры эти были половинчатые и в конце концов руководство авиации ПВО пришло к пониманию того, что необходим специализированный учебный самолет на базе Ту-128. Туполевцы недолго думая слепили « горбатого», т.е. «пеликана»- Ту-128УТ.

                                                                                                                   
http://sh.uploads.ru/t/MBOU7.jpg   http://s4.uploads.ru/t/xhjk3.gif

     Первые учебно-тренировочные самолеты были переделаны из самолетов Ту-128 относительно  ранних (до 42-й) серий. Характерным внешним отличием самолетов этих серий была «косая» законцовка киля. Всего Ту-128УТ, переделанных из таких самолетов, было четыре. Это Ту-128УТ с бортовыми номерами «99», «01», «11» и «15». Затем приступили к серийному производству: 45-я и 46-я серии по 5 машин. Эти машины имели прямые законцовки килей ввиду установки новых р/ст. Р-846ЭО « Призма». Выпуском Ту-128УТ в 1971 году завершился выпуск всех Ту-128. «Переделки» исчезли где-то в середине 80-х годов, серийные Ту-128УТ эксплуатировались до конца службы Ту-128.
Ту-128УТ бортовой №11 можно считать прототипом этой модификации. После окончания испытаний был передан в эксплуатацию в 356 ап в Семипалатинске. По свидетельству Николая Попова он так и летал в полку с нанесенными при испытаниях полосами.

http://s3.uploads.ru/t/n9coB.jpg   http://sh.uploads.ru/t/aPE5I.jpg

Нашел в интернете снимок нашего "пеликана" №15. Судя по маркировке на задней створке переднего шасси самолет 45-й серии 5-я машина.
http://s7.uploads.ru/t/1Twqn.jpg

    Боковики взяты из чертежей журнала "АиВ", делались они при недостатке информации именно по данной модификации и нуждаются в серьезной корректировке "пеликаньевого клюва".

Отредактировано poa54 (Воскресенье, 27 мая, 2018г. 21:27:55)

+1

3

Интересный самолет!

0

4

Вот эта махина действительно "корабль", больше 30-ти метров в длину, если память мне не изменяет.
Помню картинку с обложки АиВ, где он летит на фоне ночного неба и луны и статью - "Скрипач, защищавший небо".

0

5

Класс!!!
Олег, ты делаешь великое дело! Без малейшего преувеличения. Учитывая происходящие в нашей стране на протяжении веков непонятности, нет никакой гарантии, что выполненные тобой снимки не окажутся единственной достоверной информацией о "когда-то существовавших" машинах, установках, устройствах, узлах, агрегатах и т. д.
Спасибо!!!

0

6

Спасибо Олег Анатольевич за такой супер-подробный фотообход данного корабля.
Я раньше тоже производил съемку данной машины в Монино, но с потерей жесткого диска на компе все улетело в никуда. А в загашнике уже много-много лет стоят недоделанные Ту-128 "от Василькова" и Ту-128УТ от "А-модел." Первая модель "от Василькова"-ваку- это такие дрова, каких еще надо поискать, ни в один чертеж не ложатся. Но модель была безальтернативной, приобрел ее, а в это время А-модел еще наверное и в мыслях  не держал взяться за изготовление Ту-128 и Ту-128УТ. Собрал я заготовки из этого "супердровяного набора" на живчика.  А здесь как раз подошла публикация в журнале "Авиация и время" с монографией о Ту-128 и чертежами. Положил "живчика на чертеж -и ахнул, "в зобу дыханье сперло". Сколько же васильковцы горилки приняли на грудь, когда ваяли этот свой шедевр, одному богу известно -  по размеру совпал только размах крыльев. Поэтому пришлось его весь напрочь перепилить- вырезал и выстругал новые крылья с новыми углами стреловидности, полностью поменял хвостовое оперение и напрочь переделал фюзеляж по длине и профилю, а также кабину пилотов  и подвел модель почти вплотную к операции грунтовки.  И после этого как то на несколько лет охладел к теме, но успел во время охлаждения еще собрать до такого же состояния и учебный вариант машины из набора, вышедшего от А-модел.
А сейчас иногда возникает большое желание вернуться к этим моделям , да и довести их до ума. И здесь ваш материал будет как раз в строку.

0

7

Stuurman написал(а):

нет никакой гарантии, что выполненные тобой снимки не окажутся единственной достоверной информацией о "когда-то существовавших" машинах, установках, устройствах, узлах, агрегатах и т. д.

Привет, Андрей.
К сожаления очень часто так и есть. Это касается и Ту-128, но не этой машины (об этом позже).

Леонид написал(а):

А сейчас иногда возникает большое желание вернуться к этим моделям , да и довести их до ума.

Леонид, день добрый.
Не торопись, тему продолжу по остальным модификациям как только решу ряд проблем со здоровьем и с ленью.

0

8

Добавил немного информации по Ту-128УТ (через редактирование).

0

9

Боевые Ту-128 имели две модификации. Комплекс на базе Ту-128 в первоначальном варианте предназначался для борьбы с воздушными целями на высотах от 8000 м и выше. В дальнейшем  в связи с изменением концепции преодоления ПВО вероятным противником (В-52)-переходом на малые высоты комплекс был доработан: min высота стала 500 м для ракет с тепловым наведением и 2000 м для ракет с радиолокационным. Комплекс получил наименование Ту-128М, соответственно и самолеты получили наименование Ту-128М.
    И вот здесь возникает вопрос, как отличить внешне Ту-128М от Ту-128? Разобраться с конструктивными особенностями Ту-128 мне помог летчик, майор запаса Попов Николай Иванович, тоже моделист, отлетавший в свое время на Ту-128 10 лет («лучших в его жизни»),  ныне проживающий в славном городе Рязани. По его совету буду отличать самолеты не по модификациям, а по сериям, как у Су-24.
    Монинский прототип пока пропускаем . У него будем брать только детали идентичные с серийными машинами. С 01 по 03 серию было выпущено 5 самолетов: 01 -1шт., 02, 03 по 2 машины. Самолеты этих серии имели значительные отличия от самолетов дальнейших серий и имели различия в деталях даже между собой.
- остекление фонаря кабины штурмана имело только два боковых окошка, как на опытном образце;
- остекление между кабинами летчика и штурмана имело трапециевидную форму;
- выштамповки на задних створках носового шасси были как на опытном самолете-вдвое меньше чем на последующих сериях;
- внешние АПУ крепились ближе к фюзеляжу относительно аэродинамических гребней, как на прототипе (на последующих сериях они крепились в створе гребней, как бы являясь их продолжением);
- заводские номера отличались от номеров на последующих сериях. Они были семизначные (см. фото). На обычных серийных машинах они были шестизначные: 1и2 цифры обозначали завод изготовитель, 3,4 - номер серии, 5,6 - порядковый номер самолета в серии.

http://s7.uploads.ru/t/DFea6.jpg   http://s5.uploads.ru/t/zJh0W.jpg

http://s8.uploads.ru/t/ZWAhb.jpg   http://sd.uploads.ru/t/8sfJu.jpg

http://s4.uploads.ru/t/vWYaV.jpg   http://s8.uploads.ru/t/g8aVc.jpg

http://sh.uploads.ru/t/FwUay.jpg   http://s3.uploads.ru/t/UlA6c.jpg

Первые серии были практически опытными сериями и в строевые части не попали. Так 4-й серийный Ту-128 попал в ШМАС в Никулино, 2-й засветился на каком то учебном аэродроме и т.д.

                                                                     Остальные отличия надо смотреть на боковиках.

                                                        http://sa.uploads.ru/t/wd78l.jpg

Последующие серии по 13-ю включительно внешне практически были идентичны. Основное отличие от предыдущих серий-остекление кабины штурмана получило три дополнительных небольших окошка, выштамповки на створках носового шасси стали большего размера. Межкабинное остекление осталось трапециевидной формы. В дальнейшем на крышке фонаря кабины штурмана был установлен перископ обзора заднего вида. Следующий валк любезно предоставил Александр Мелехов-большой почитатель истории авиации и авиационый фотограф. Самолет из музея в Саваслейке - "Мекке" авиации ПВО.

http://s9.uploads.ru/t/YwxQu.jpg   http://s8.uploads.ru/t/tN9iQ.jpg

http://s8.uploads.ru/t/eSwEt.jpg   http://s7.uploads.ru/t/zBVq2.jpg

http://s3.uploads.ru/t/z1g8l.jpg   http://s9.uploads.ru/t/Fe5qC.jpg

http://s7.uploads.ru/t/Pa4Bw.jpg   http://sg.uploads.ru/t/diqC4.jpg

http://sa.uploads.ru/t/W8voY.jpg   http://sd.uploads.ru/t/CUS9T.jpg

http://s7.uploads.ru/t/fzT9O.jpg   http://sg.uploads.ru/t/yjH8N.jpg

http://s7.uploads.ru/t/8THKd.jpg   http://s5.uploads.ru/t/zlT5W.jpg

http://sg.uploads.ru/t/3vNaJ.jpg   http://s3.uploads.ru/t/2deVR.jpg

http://sh.uploads.ru/t/iYGDw.jpg   http://sa.uploads.ru/t/GWKRq.jpg

http://sh.uploads.ru/t/WcRdZ.jpg   http://s5.uploads.ru/t/IqrcV.jpg

http://s9.uploads.ru/t/Io0L2.jpg   http://sg.uploads.ru/t/B5dGI.jpg

http://sg.uploads.ru/t/yqaTb.jpg   http://sh.uploads.ru/t/zQ3Fg.jpg

http://sg.uploads.ru/t/mFeOi.jpg   http://sa.uploads.ru/t/zpZwP.jpg

http://sa.uploads.ru/t/4MpxG.jpg   http://s5.uploads.ru/t/Gja8h.jpg

http://s5.uploads.ru/t/cAVPz.jpg   http://sh.uploads.ru/t/RwYQN.jpg

http://s3.uploads.ru/t/4GQ5F.jpg   http://s8.uploads.ru/t/Hjt8O.jpg

http://sg.uploads.ru/t/DHBAn.jpg   http://s8.uploads.ru/t/vETDX.jpg

http://s3.uploads.ru/t/V1IDh.jpg   http://sh.uploads.ru/t/Hdjx3.jpg

http://s3.uploads.ru/t/iQdC1.jpg   http://s8.uploads.ru/t/hHisQ.jpg

http://s4.uploads.ru/t/fSk0y.jpg   http://s5.uploads.ru/t/pV2Qy.jpg

http://s9.uploads.ru/t/izRLQ.jpg   http://s4.uploads.ru/t/Bh1Nm.jpg

http://sa.uploads.ru/t/0IlFH.jpg   http://s7.uploads.ru/t/XTv1g.jpg

http://s7.uploads.ru/t/XKoxs.jpg   http://s7.uploads.ru/t/prns9.jpg

http://s9.uploads.ru/t/IJFLv.jpg   http://s8.uploads.ru/t/IcORu.jpg

http://s3.uploads.ru/t/qFBwo.jpg   http://sg.uploads.ru/t/u0EOQ.jpg

http://s8.uploads.ru/t/eTaF2.jpg   http://s5.uploads.ru/t/rbqBv.jpg

http://sd.uploads.ru/t/wrSEW.jpg   http://s3.uploads.ru/t/1k3lR.jpg

http://s7.uploads.ru/t/gJNfM.jpg

Отредактировано poa54 (Пятница, 1 июня, 2018г. 06:00:36)

0

10

Толково !!! Приятно изучать и читать конкретику. :cool:

0

11

Подача материала, как всегда на высоте  :cool:

0

12

Добавил информацию по Ту-128УТ и Ту-128 опытных серий (фото и текст). Текстовая часть при редактировании выделена наклонным шрифтом.

Следующие самолеты 14 - 41-й серий. Основные внешние отличия от предыдущих серий:
- окошко между кабинами летчика и штурмана стало круглым (технологически это очевидно проще);
- у некоторых серий выштамповка на задней створке переднего шасси была короткая, как у прототипа, но добавилась еще одна небольшая на задней части створки. По фото удалось установить серии таких машин: 16, 18 и 20. Возможно их было больше.
К сожалению (а скорее всего к счастью) сохранился один самолет из этих серий. В городе Ржеве на территории воинской части есть небольшой (закрытый) музей техники ПВО. Там и находится этот Ту-128 бортовой №72. К сожалению его местонахождение не спасло его от вандалов: разбито стекло форточки на левой стороне кабины летчика, отсутствуют аэродинамические гребни на крыле, задние створки ниш переднего шасси, ну а подвешены ракеты мягко говоря "не той системы". Но другого такого самолета в природе уже не существует. Цветные фото предоставлены Алексанром Мелеховым.

http://s7.uploads.ru/t/PgulX.jpg   http://sd.uploads.ru/t/CGldY.jpg

http://sh.uploads.ru/t/GsWu1.jpg   http://sg.uploads.ru/t/cho8N.jpg

http://s8.uploads.ru/t/HA9Ix.jpg   http://s7.uploads.ru/t/AFrHP.jpg

http://sd.uploads.ru/t/VOGQj.jpg   http://s5.uploads.ru/t/LozKw.jpg

http://sd.uploads.ru/t/Bf69I.jpg   http://sg.uploads.ru/t/XV4E7.jpg

На части самолетов в процессе эксплуатации дорабатывалась антенно-фидерная система (АФС) в т.ч. и на самолетах до 14-й серии. На левом снимке стандартная законцовка киля, на правом кроме разрядников статического электричества и АНО, установлена антенна новой АФС (на самолете в Саваслейке установлена именно такая).
http://s4.uploads.ru/t/UX1dP.jpg   http://s8.uploads.ru/t/lvNsp.jpg

Отличия створки носового шасси.
http://sd.uploads.ru/t/eHv1y.jpg   http://s9.uploads.ru/t/xuDcl.jpg

http://s3.uploads.ru/t/3cR9s.jpg

                                                                                Ту-128 04-й -13-й серий.
                                                http://s8.uploads.ru/t/HYZpd.jpg
                                                                                Ту-128 14-й - 41-й серий
                                                http://sh.uploads.ru/t/ThKEW.jpg

Отредактировано poa54 (Пятница, 1 июня, 2018г. 05:55:35)

0

13

Ту-128 42-й – 44-й серий.
В отличие от предыдущих серий отличия пришлись на связное оборудование. Связную (КВ) р/ст. 1РСБ-70-УС-8, которая стояла в свое время еще на Ту-4, заменили на Р-846ОЭ «Призма». Антенна р/ст. была вынесена на законцовку киля, в результате чего законцовка стала прямой. Соответственно «поручневую» антенну в носовой части фюзеляжа убрали. Старую командную (УКВ) р/ст. РСИУ-5В заменили на новую р/ст. Р-832М «Эвкалипт».
Саблевидную антенну на левой нижней части фюзеляжа, за нишей передней стойки шасси, заменили на «ножевую» в форме параллерограмма.
   В свете модернизации комплекса до М в 1970 году два самолета с заводскими №№ 504201 и 504202 были выделены для доработки и государственных испытаний по программе Ту-128М. Испытания длились до 1974 года. После этого 504201 (бортовой №74) был передан в 356 ап для войсковых испытаний. Впоследствии этот борт был передан в 350 ап с бортовым № 01. В 350 ап самолет практически не летал, т.к. после демонтажа кинофоторегистрирующего устройства и отсутствия груза свинца были проблемы с демпферами.

Самолет бортовой №74 (заводской №504201). Во время гоударственных испытаний по программе Ту-128М в 8 ГК НИИ ВВС вместо передней антенны СОД-57М было установлено кинофоторегистрирующее устройство, демонтированное впоследствии в полку.
http://s9.uploads.ru/t/sRyi8.jpg   http://s7.uploads.ru/t/wvy1Q.jpg

   01 я застал в таком виде в Братске в сентябре 1997 года. Несмотря на столь непрезентабельный вид он послужил мне основой для создания чертежей по Ту-128. Как бы не цинично это звучало, но нет худа без добра. Где бы я еще увидел выпущенную механизацию крыла? Ну и т.д.
http://sh.uploads.ru/t/AJg2z.jpg   http://sd.uploads.ru/t/1UJl7.jpg

http://sd.uploads.ru/t/F0k7K.jpg   http://s8.uploads.ru/t/ysp5r.jpg

http://s8.uploads.ru/t/GEsQU.jpg   http://sd.uploads.ru/t/CGJzk.jpg

http://sg.uploads.ru/t/PI7zp.jpg   http://s9.uploads.ru/t/IeZvH.jpg

http://s9.uploads.ru/t/bXqVU.jpg   http://s8.uploads.ru/t/gf3vh.jpg

http://sd.uploads.ru/t/SoLjI.jpg   http://s9.uploads.ru/t/IkNr0.jpg

http://s5.uploads.ru/t/jrGCe.jpg   http://s5.uploads.ru/t/mM2UV.jpg

Классика жанра. Фото Попова Н.И.
http://sg.uploads.ru/t/8ojAX.jpg   http://s5.uploads.ru/t/8enld.jpg

http://s8.uploads.ru/t/8MiPf.jpg   http://s8.uploads.ru/t/BtLx8.jpg

                                                                             Ту-128 14-й - 41-й серий.
                                                 http://sd.uploads.ru/t/ImZGg.jpg

                                                                             Ту-128 42-й - 44-й серий.
                                                 http://sd.uploads.ru/t/Rv9FX.jpg

Отредактировано poa54 (Пятница, 1 июня, 2018г. 15:46:22)

0

14

Очень обстоятельный рассказ, Олег Анатольевич! Прямо вот разжевали и положили в рот. :cool:

0

15

Олег Анатольевич, на схемке в низу крайнего сообщения очепятка наверное?

poa54 написал(а):

Ту-128 42-й - 24-й серий.

               

                                                                     

0

16

Юра, привет. Исправил.

0

17

Большое спасибо за фото.

0

18

Ту-128М.
   Где-то с 1977 года началась модернизация Ту-128 по программе М. Под модернизацию попадали самолеты даже до 14-й серии, все зависело от остатка ресурса. Наиболее старые машины проходили модернизацию на АРЗ в Новосибирске, вместе с КВР. Машины поновее – в стационарных войсковых авиационных ремонтных мастерских (СВАРМ). К концу 1984 года все Ту-128 находящиеся в строю были модернизированы в Ту-128М.
   Тему идентификации Ту-128 и Ту-128М пришлось переделать заново. Внешне их конструкции практически ничем не отличались. Изменения коснулись оборудования управления комплексом. В кабине штурмана появились несколько дополнительных переключателей и несколько видоизменилась индикация на экране РЛС. Различать Ту-128М от Ту-128 можно по следующим признакам: изначально самолеты всех серий выходили с завода с носовыми обтекателями БРЛС – коками серого цвета. Такого же цвета были и радиопрозрачные поверхности антенны Р-846 на законцовке киля самолетов с 42-й серии.
http://sd.uploads.ru/t/TC2gj.jpg   http://s8.uploads.ru/t/EuKVB.jpg

Начиная с 1977 года при доработке в М серые коки меняли на зеленые. Этот же цвет получали РП поверхности на килях самолетов с 42-й серии. Поэтому машины с зелеными коками как правило есть Ту-128М. Правда иногда при повреждении зеленых коков на самолеты устанавливали серые, которые еще оставались в ЗИПах или ремкомплектах в ТЭЧ полков. Но это были единичные случаи и даже не во всех полках. К примеру в Братске небезызвестный борт № 01 к концу службу имел серый кок взамен поврежденного зеленого. При этом законцовка киля оставалась зеленой.
   Следующий признак для Ту-128М с косой законцовкой киля это «ножевая» антенна Р-832М, устанавливаемая на самолетах этих серий при модернизации (Ту-128 с 42-й серии выпускались с этой антенной р/ст. Р-832М уже с завода-изготовителя). Хотя по воспоминаниям Попова Н.И. были и Ту-128 с такими антеннами, но тоже единицы.
http://s8.uploads.ru/t/01zdW.jpg   http://s9.uploads.ru/t/wGC78.jpg

   Кроме этого при наличие на внешнем АПУ маркировки А, Б, В самолет однозначно М. Но наносилась она не на все машины.
Также однозначно можно классифицировать самолет  как Ту-128М, при наличии на подвеске УР Р-4МР и Р-4МТ. Ту-128 не имел возможности использовать эти ракеты (по УР комплекса поговорим отдельно, когда закончим тему с носителем).   
    Конец эры Ту-128 пришелся на вторую половину 80-х годов. 1987 год был годом самого интенсивного перевооружения полков с Ту-128 на МиГ-31. Последним с Ту-128 на МиГ-31 перевооружился в 1988 году 350 ап на аэродроме Братск. Самолеты находящиеся в летной годности перегоняли  в Ржев на базу резерва самолетов. Последний летающий самолет перелетел в Ржев 10 октября 1988 года. В 1996 году все Ту-128 на базе в Ржеве были утилизированы. Нелетающие машины утилизировали на местах. 
                                                      http://s9.uploads.ru/t/f59x7.jpg

Отредактировано poa54 (Среда, 6 июня, 2018г. 18:51:10)

+2

19

Ввиду появления дополнительной информации пришлось переделать тему распознавания модификаций Ту-128.

Окраска и маркировка.
Окраска Ту-128-х не богата разнообразием. Весь самолет красился по технологиям того времени и был «серебристого», алюминиевого цвета. Отдельно хочется остановиться на т.н. «панельном» эффекте. Несомненно он имел место и на Ту-128, но во всем надо знать меру. К примеру я согласен, что он имеет место на передней части ВЗ, причем это заметно с разных ракурсов. Возможно металл в этой части имел несколько иную структуру по сравнению с остальными поверхностями и получалась как бы полированная поверхность в результате периодических зачехлений и сдергивания чехлов при действии обратном.
http://s7.uploads.ru/t/RsuY2.jpg   http://sh.uploads.ru/t/4A2qT.jpg

На некоторых снимках выделяются более темным цветом крышки эксплуатационных  лючков, особенно в носовой части фюзеляжа. Скорее всего они элементарно загрязнялись в результате использования по назначению. При этом заметно, что загрязнялись не только крышки, но и прилегающая к ним поверхность. При этом на других фото лючки не выделяются.
Кроме того панельный эффект заметен только на машинах вышедших с завода изготовителя и не прошедших еще КВР.. После КВР на АРЗ в Толмачево на самолетах закрашивалось все, в т.ч. з/н, звездочки пусков и прочая «живопись» и так весьма скромная и практически исчезал панельный эффект (возможно в результате различных технологий окраски по сравнению с заводом - изготовителем).
    Следующий вопрос цвет коков. На выходе из завода в Воронеже коки самолеты имели светло серый цвет, подчеркиваю именно светло серый, см. фото. Слишком темный цвет коков у моделей некоторых моделистов искажает реальный вид самолета, впрочем как и излишний панельный  эффект.
                                                                                                 Зеленый цвет на мой взгляд наиболее правдоподобен на этом фото.
http://sd.uploads.ru/t/lyBNT.jpg   http://sh.uploads.ru/t/9GY1u.jpg

    Стойки шасси имели цвет анодированного металла. Это хорошо видно на цветных фото Ту-128УТ и Ту-128М № 01 в Братске. Серые стойки в Савастлейке и в Ржеве это ошибочный труд «реставраторов». Остальное также видно на фото.
    Заводские номера на самолетах опытной серии наносились слева и справа по центру ВЗ в районе кабины штурмана и у основания киля.
На самолетах до 20-й серии наносились:
- слева выше конуса ВЗ в районе кабины штурмана;
- слева на основании киля.
http://s8.uploads.ru/t/gwQS3.jpg   http://s8.uploads.ru/t/LxKby.jpg

На самолетах с 20-й по 41-ю серии:
- справа в нижней части фюзеляжа в районе кабины штурмана;
- слева под стабилизатором на фюзеляже.
http://sg.uploads.ru/t/2XR6H.jpg   http://s7.uploads.ru/t/dhDg5.jpg
Начиная с 42-й серии заводские номера не наносились.
    Бортовые номера были светло синего и красного цвета овальной формы без перемычек, как правило с тонкой черной окантовкой. Например 350 ап в Братске (а до этого в Белой) имел номера светло синего цвета с окантовкой, а 64 ап в Омске – красного. Были и исключения из этих правил: и рубленой формы и овальной с перемычками. На некоторых машинах бортовой номер дублировался на передней створке ниши носового шасси (выделено красной стрелкой).
http://s5.uploads.ru/t/1vlDj.jpg   http://s3.uploads.ru/t/S29f1.jpg

http://s8.uploads.ru/t/gW7ak.jpg   http://sg.uploads.ru/t/zi1Ht.jpg

http://s5.uploads.ru/t/bhnZS.jpg   http://sh.uploads.ru/t/oNKHj.jpg

    Кроме бортовых номеров на самолетах наносились красные звездочки по количеству отличных пусков УР с данного самолета, знак «отличный экипаж» или надпись «отличный» также красного цвета. Как правило эти знаки наносились с левой стороны, хотя были и исключения из правил и их наносили и с правой стороны. Наносили в носовой части ниже кабины летчика или на передней части ВЗ.
http://s8.uploads.ru/t/py8DS.jpg   http://s5.uploads.ru/t/ERcxo.jpg

http://sh.uploads.ru/t/MGYiJ.jpg   http://sd.uploads.ru/t/fLHXY.jpg

http://s8.uploads.ru/t/7BQms.jpg   http://s8.uploads.ru/t/62mCU.jpg

http://s3.uploads.ru/t/9mynp.jpg   http://s3.uploads.ru/t/qYTCL.jpg

На Ту-128УТ кроме бортового номера мог наносится знак «отличный экипаж».
http://sg.uploads.ru/t/V8jOK.jpg   http://s3.uploads.ru/t/2uWFy.jpg

Выше я уже писал, что машины побывавшие на КВР на заводе в Толмачево всего этого, за исключением бортовых номеров, лишались, их просто закрашивали.
    «Техничка» на Ту-128 была достаточно информативная. Пока мне удалось восстановить около 2/3 надписей.
Чуть не забыл про АПУ-128. На некоторой части самолетов Ту-128М на внешние от фюзеляжа АПУ наносилась маркировка: А, Б, или В – литера работы БРЛС (подсвет полуактивных РГС) для УР Р-4МР. На разных самолетах наносились в разных местах АПУ см. фото.
http://s8.uploads.ru/t/EtON5.jpg   http://s5.uploads.ru/t/HeUPW.jpg

http://s7.uploads.ru/t/PqlaO.jpg   http://sg.uploads.ru/t/eJbTV.jpg

В своих выводах не претендую на истину в последней инстанции, приму любую помощь и конструктивную критику.

0