Интeрнет-форум Забайкальского клуба стендового моделизма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



М-4

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В конце 40-х годов прошлого столетия  Советскому Союзу стал необходим бомбардировщик с межконтинентальной дальностью полета, а конкретно способный достать территорию США  с наших аэродромов. В США уже в конце 2 м.в. появился В-36, обладающий необходимой дальностью полета. В  1950г. полетел турбореактивный В-47 не обладающий межконтинентальной дальностью, но наличие военных баз ВС США во многих частях планеты позволяло использовать его как средство доставки атомных бомб на территорию СССР.  В это же время активно разрабатывались новые стратегические бомбардировщики В-52 и В-60 фирмами Боинг и Конвэр соответственно. Англичане старались не отстать от США и разрабатывали сразу три бомбардировщика  т.н. «V» серий.
У нас разработку подобных машин поручили вновь созданному КБ Мясищева В.М. и КБ Туполева А.Н. Мясищев должен был спроектировать и построить скоростной дальний бомбардировщик с четырьмя ТРД КБ Люльки или Микулина, Туполев – бомбардировщик с такими же характеристиками,  но с ТВД.
   Мясищевский проект изначально именовался самолет «М» или изд. «25», но в серию он пошел под наименованием М-4.
   Самолет М-4 представлял собой  свободнонесущий цельнометаллический моноплан нормальной схемы со стреловидным среднерасположенным крылом. Оперение самолета однокилевое с управляемым стабилизатором. Шасси самолета велосипедной схемы с масляно-воздушной амортизацией и системой «вздыбливания». Состоит из передней и задней опор, установленных на фюзеляже и двух подфюзеляжных на концах крыла. На главных опорах установлены 4-х колесные тележки. Передняя опора управляемая. Силовая установка самолета состоит из 4-х ТРД АМ-3А и двигательных систем. Они размещены попарно в корневой части крыла. Экипаж 7 человек: 2 летчика, штурман-бомбардир, оператор РБП-4 –стрелок, стрелок- радист, кормовой стрелок. Вооружение: оборонительная система - 6 пушек АМ-23 попарно размещенных в верхней, нижней и кормовой башнях. Наступательное вооружение – свободнопадающие бомбы калибра до 9000 кг общей массой до 24000кг, торпеды, мины.
   Первый полет опытный экземпляр совершил 20.01.1953г. С 1955 года самолеты начали поступать в строевые части. Серийное производство самолета продолжалось до 1957 года. Серия предполагала постройку 200 самолетов. Но уже в 1955 году появилась новая модификация самолета 3М, имевшая лучшие характеристики. Поэтому после выпуска 2-х опытных и 32 серийных машин производство М-4 было прекращено.

http://s5.uploads.ru/t/0dw6o.jpg   http://sd.uploads.ru/t/YF8TR.jpg

В дальнейшем все М-4, начиная с 1958 года переоборудовались в самолеты- заправщики и более 30-и лет несли службу в Дальней авиации. Внешние отличия бомбардировщика от заправщика: у бомбардировщика имелась выштамповка на створках грузолюка под габариты 9000 кг бомбы, у заправщика эту выштамповку убрали. Кроме этого у заправщика в хвостовой части снизу фюзеляжа установлена фара подсветки заправочного шланга и на фюзеляже с боков  за крылом устанавливались усилительные накладки.
  М-4 из музея в Дягилево и Украинки. Валк совсем небольшой, просто когда я работал в Дягилево в приоритете были другие машины. С Дальнего Востока информацию предоставили знакомые ребята.

http://sh.uploads.ru/t/lvSBy.jpg   http://s3.uploads.ru/t/TwZpE.jpg

http://s3.uploads.ru/t/L4E89.jpg   http://sg.uploads.ru/t/ICqHc.jpg

http://sd.uploads.ru/t/aoYU3.jpg   http://s9.uploads.ru/t/8nWJa.jpg

http://s5.uploads.ru/t/dyxvs.jpg   http://s7.uploads.ru/t/UKyIZ.jpg

http://s7.uploads.ru/t/Fvd06.jpg   http://s5.uploads.ru/t/U9EWB.jpg

http://sd.uploads.ru/t/MYt8a.jpg   http://s8.uploads.ru/t/f3LGA.jpg

http://sg.uploads.ru/t/X3vql.jpg   http://sd.uploads.ru/t/jPgcp.jpg

http://s8.uploads.ru/t/bdj12.jpg   http://sh.uploads.ru/t/nSgZT.jpg

http://s7.uploads.ru/t/in0L6.jpg   http://s7.uploads.ru/t/pfbH2.jpg

http://sh.uploads.ru/t/2cr1n.jpg   http://sh.uploads.ru/t/W5cV3.jpg

http://s5.uploads.ru/t/StibT.jpg   http://s3.uploads.ru/t/GA6hE.jpg

http://s8.uploads.ru/t/OEPIw.jpg   http://sh.uploads.ru/t/42e5j.jpg

http://sh.uploads.ru/t/SCuId.jpg   http://s9.uploads.ru/t/FhHgT.jpg

http://sd.uploads.ru/t/jQSf2.jpg   http://sh.uploads.ru/t/0G57j.jpg

http://sh.uploads.ru/t/yKB6n.jpg   http://s7.uploads.ru/t/np4Yz.jpg

http://sh.uploads.ru/t/gk0Dq.jpg   http://s3.uploads.ru/t/oXMU9.jpg

http://s5.uploads.ru/t/Xwc2y.jpg   http://s5.uploads.ru/t/s7WCz.jpg

http://s3.uploads.ru/t/teAwi.jpg   http://s8.uploads.ru/t/W2RnM.jpg

http://s3.uploads.ru/t/BCbpZ.jpg   http://s7.uploads.ru/t/ryhns.jpg

http://s5.uploads.ru/t/I3Y2v.jpg   http://s9.uploads.ru/t/vHeNt.jpg

http://sh.uploads.ru/t/OzQ7P.jpg   http://s9.uploads.ru/t/r1tbI.jpg

http://s5.uploads.ru/t/26flS.jpg   http://sd.uploads.ru/t/6EiMa.jpg

http://s9.uploads.ru/t/8FjyL.jpg   http://sg.uploads.ru/t/z0Ve4.jpg

http://s5.uploads.ru/t/laOt4.jpg   http://s8.uploads.ru/t/mTFLR.jpg

http://s8.uploads.ru/t/0nWJk.jpg   http://s3.uploads.ru/t/F4GRc.jpg

http://s8.uploads.ru/t/WXLhQ.jpg   http://s9.uploads.ru/t/BdT3i.jpg

http://s3.uploads.ru/t/mJYpg.jpg   http://sd.uploads.ru/t/FkVp4.jpg

http://sd.uploads.ru/t/DSJjZ.jpg   http://s7.uploads.ru/t/GzQpS.jpg

http://s7.uploads.ru/t/WNP4s.jpg   http://sd.uploads.ru/t/B1jeL.jpg

http://s9.uploads.ru/t/2GMvq.jpg   http://s3.uploads.ru/t/oZXaM.jpg

http://sg.uploads.ru/t/F0w4j.jpg   http://sg.uploads.ru/t/wMpgv.jpg

http://sh.uploads.ru/t/7PeIi.jpg   http://sh.uploads.ru/t/IjzJL.jpg

http://sd.uploads.ru/t/qHlId.jpg   http://s8.uploads.ru/t/VL6pa.jpg

http://s8.uploads.ru/t/webGD.jpg

      В настоящий момент в «живых» остались 3 М-4: в Дягилево, в Украинке и в Москве. Правда московский в разобранном виде находится на территории номерного завода аж с 90-х годов. Судя по фото он возможно уже и "неживой".

http://s9.uploads.ru/t/Oxwo4.jpg   http://s7.uploads.ru/t/wyR5J.jpg

http://sd.uploads.ru/t/uz3UN.jpg   http://s9.uploads.ru/t/a5jIR.jpg

+1

2

Отличный обзор, Олег Анатольевич!
Позновательно и полезно - по крайней мере для любителей 72 и 144-го масштабов. :cool:

0