Интeрнет-форум Забайкальского клуба стендового моделизма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Военный космос ИСЗ "Полет-1"

Сообщений 1 страница 14 из 14

1


В данной теме речь пойдет о сборке с "0" масштабной модели (М1:24) первого в мире управляемого маневрирующего спутника Земли "Полет-1" - прототипа спутника-перехватчика.

http://s3.uploads.ru/t/HRojI.jpg 

По традиции, для введения в тему, небольшая историческая справка, собранная на основании открытых материалов в интернете.
В процессе разработки концепции создания противоспутникового вооружения было предложено несколько вариантов решения данного вопроса. В конце концов, остановились на проекте, который стал впоследствии известен, как "Истребитель спутников". Этот проект вобрал в себя кое-что из других планов, став по сути дела, их продолжением и обобщением. Были отброшены абсурдные предложения о ядерных боеприпасах, об орбитальных минах и прочие труднореализуемые и малоэффективные проекты. Пошли по пути наименьшего сопротивления. Был выбран самый простой по техническому воплощению, самый быстрый по времени ввода в эксплуатацию и самый дешевый по затратам проект. Работы по созданию "Истребителя спутников" были начаты в 1961 году в конструкторском бюро В.Н.Челомея. Они предусматривали, кроме создания самого спутника, создание ракеты-носителя УР-200, с помощью которой этот спутник должен был выводиться на орбиту.
Суть проекта создания "Истребителя спутников" заключалось в следующем: с помощью мощной ракеты-носителя на орбиту вокруг Земли выводился спутник-перехватчик. Начальные параметры орбиты перехватчика определялись с учетом параметров орбиты цели. Уже находясь на околоземной орбите с помощью бортовой двигательной установки спутник осуществлял ряд маневров, которые позволяли сблизиться с целью и уничтожить ее, взорвавшись самому. Перехват цели предполагалось осуществлять на первом - третьем витках. Хотя в дальнейшем предполагалось увеличить потенциал спутника, чтобы было возможно осуществлять повторный перехват, в случае промаха при первом. Большое значение при создании такой системы играла точность выведения перехватчика на околоземную орбиту.
Спутник представлял из себя относительно простой космический аппарат с близкой к сфере формой и массой порядка 1400 килограммов. Состоял из двух функциональных отсеков: основной отсек, оснащенный системой управления и наведения на цель , а также несущий порядка 300 килограммов взрывчатки, и двигательный отсек. Обшивка аппарата была изготовлена таким образом, что после взрыва он распадался на большое количество фрагментов, разлетающихся с большой скоростью. Радиус гарантированного поражения оценивался в 1 километр. Причем по ходу движения спутника поражалась цель на расстоянии до 2 километров, а в противоположном направлении - не более 400 метров. Так как разлет фрагментов носил непредсказуемый характер, то пораженной могла оказаться и цель, находящаяся на гораздо большем расстоянии. Двигательный отсек представлял из себя орбитальный двигатель многократного включения. Суммарное время работы двигателя составляло приблизительно 300 секунд. Основной и двигательный отсек представляли собой единую конструкцию. Их разделение на каком-либо этапе полета не предусматривалось.
Для спутника-перехватчика была спроектирована совершенно новая двигательная установка, способная многократно запускать ЖРД в космосе, обеспечивая надежную подачу топлива как при действии перегрузок, так и в условиях невесомости. Набор жидкостных ракетных двигателей должен был выдавать строго дозированные импульсы тяги при продольных и поперечных маневрах, ориентации и стабилизации космического аппарата. Для разгона и поперечного управления применялись шесть двигателей А.М.Исаева тягой по 400 кг, для "жесткой" и "мягкой" стабилизации - микроЖРД тягой по 16 кг и 1 кг на двухкомпонентном топливе, разработанные под руководством С.К. Туманского.

http://sh.uploads.ru/t/pvoPA.jpg   http://s3.uploads.ru/t/b2EQm.jpg
http://sh.uploads.ru/t/XD20S.jpg   http://s8.uploads.ru/t/K7UNw.jpg
http://s5.uploads.ru/t/KU4so.jpg

Для наведения спутника на цель был разработан командно-измерительный пункт (КИП) системы - большой и сложный комплекс аппаратурных средств в единой автоматизированной схеме, предназначенной для решения задач перехвата. После получения целеуказания на КИП производился расчет траектории выведения перехватчика, времени старта ракеты-носителя, формирование и передача данных на стартовую позицию. После старта перехватчика средства командно-измерительного пункта производили измерение его орбиты, и, с учетом уточнения орбиты спутника-цели, рассчитывали и передавали на борт космического аппарата уточненную программу его наведения в зону перехвата. В состав КИП вошли радиотехнический комплекс (РТК) и главный командно-вычислительный центр (ГКВЦ) .
РТК со станцией определения координат и передачи команд (СОК и ПК) имела один центральный приемопередающий пост и четыре вынесенных приемных поста. ГКВЦ имела аппаратуру управления средствами системы, аппаратуру отображения этапов перехвата, средства документирования, систему передачи данных и оперативно-командной связи.
В состав ракетно-космического комплекса входили: ракета-носитель, космический аппарат-перехватчик, техническая позиция космического аппарата, стартовый комплекс, пристартовое хранилище и автоматизированная железнодорожная ветка.

http://s3.uploads.ru/t/JEaDA.jpg   http://s8.uploads.ru/t/lfKjk.jpg

В 1963 году В.Н. Челомей собрал первый перехватчик. Необходимо было испытать его в космосе. Требовалось проверить системы разгона и торможения, ориентации и стабилизации, работу уникальных двигателей многоразового включения. Конструкторы беспокоились о том, хватит ли топлива для маневрирования. 1 ноября 1963 года в 11 часов 56 минут, после 40-суточной подготовки, с полигона Байконур на орбиту был выведен первый маневрирующий космический аппарат для отработки системы ИС , получивший официальное название "Полет-1" . УР-200 еще не была готова и вывод осуществили ракетой-носителем С.П.Королева Р-7А . Командно- измерительный пункт в Ногинске еще только строился, поэтому Челомей автономно отрабатывал программу маневрирования. Программа первого полета была рассчитана на полтора витка. После первого включения разгонного двигателя спутник вышел на опорную орбиту с высотой в перигее 339 км и апогее 592 км. В ходе маневров перешел на конечную орбиту с перигеем 343 км и апогеем 1 437 км. Затем, по командам системы управления, его двигатели включались многократно в продольном и поперечном направлениях. В течение этого времени аппарат управлялся и стабилизировался двигателями "жесткой" и "мягкой" стабилизации. После всех маневров он перешел на конечную орбиту. Двигательная установка работала безотказно.
12 апреля 1964 года был запущен второй маневрирующий спутник, получивший официальное названием "Полет-2" . Вывод на орбиту был также осуществлен ракетой-носителем Р-7А. Как и первый ИС, он осуществлял управляемый полет, маневрирование на орбите, изменял параметры и положение орбиты. Его комплектация была идентична комплектации "Полета-1". После этого все запуски космических аппаратов системы ИС проводились с помощью ракет М.К. Янгеля Р-36 «Циклон-М», а самим аппаратам присваивалось единое название "Космос" и порядковый номер.
В дальнейшем спутники подверглись значительной модернизации и можно говорить, что начиная с 1976 года в космос запускался "Истребитель спутников" второго поколения.

http://sh.uploads.ru/t/FCAGj.jpg   http://s9.uploads.ru/t/ipAFZ.jpg

http://sd.uploads.ru/t/QhCA4.jpg   http://sg.uploads.ru/t/pv01Z.jpg

Отредактировано Леонид (Суббота, 7 декабря, 2019г. 23:27:11)

0

2

О спутнике следующего поколения я рассказывал и показывал ранее сборку модели в теме "Военный космос. Спутник-перехватчик ИС-МУ". А сейчас я возвращаюсь к первоистокам и начинаю сборку ИСЗ "Полет-1"

http://s8.uploads.ru/t/VR7yc.jpg   http://sg.uploads.ru/t/pkoQE.jpg

Перегнав имеющуюся схему спутника в масштаб 1/24 и собрав подручные материалы, поскольку сборка модели будет вестись с "0", приступаю к работе.
Первой на очереди стоит рама, на которой впоследствии будут монтироваться все остальные элементы конструкции спутника. Из листового пластика вырезаны заготовки элементов рамы, обработаны напильником и шкуркой , а затем были склеены в единую конструкцию.

http://sg.uploads.ru/t/ckWQ9.jpg   http://sd.uploads.ru/t/LRfoB.jpg

http://sd.uploads.ru/t/oIBAN.jpg   http://s7.uploads.ru/t/uSDqf.jpg

http://s8.uploads.ru/t/OQpWT.jpg

Для имитации шарообразных баллонов для компонентов топлива использованы деревянные поделочные шары Ф30мм, которые при помощи штифтов (временно) установлены на раму.

http://s5.uploads.ru/t/8SfRm.jpg   http://s9.uploads.ru/t/CRjse.jpg
http://s5.uploads.ru/t/KQpUn.jpg

На изготовление корпуса приборного отсека пошли баночка от крема, поделочные шары Ф100 мм и Ф156мм, листовой пластик, 1,5мм пластиковый швеллер. Из этих ингридиентов вырезаны необходимые заготовки и склеены в единую конструкцию.

http://s8.uploads.ru/t/bBlAu.jpg   http://s8.uploads.ru/t/q7YCX.jpg
http://s9.uploads.ru/t/vzsc9.jpg

Корпус еще одного приборного отсека собирается из поделочного шара Ф30мм, футляра от "холодной сварки" сФ30мм, поделочного шара Ф60мм и листового пластика. После склейки и шпаклевания места стыка шара и цилиндра получаем корпус приборного отсека.

http://s8.uploads.ru/t/B5XQs.jpg   http://s8.uploads.ru/t/Yzvdq.jpg
http://s5.uploads.ru/t/UMeuB.jpg   http://s5.uploads.ru/t/zjNrb.jpg

А теперь можно произвести предварительную сборку компонентов спутника "на живульку"

http://s9.uploads.ru/t/2qGvk.jpg   http://s9.uploads.ru/t/heTsi.jpg
http://s3.uploads.ru/t/BtxrS.jpg   http://s5.uploads.ru/t/4BLUF.jpg

После прикидки при помощи сверл разного диаметра обрабатываются посадочные лунки под топливные шары-баллоны. Окончательную притирку посадочных мест под шары-баллоны на раме производим при помощи шкурки, обернутой вокруг шара. После чего все шары устанавливаются в свои лунки.

http://s5.uploads.ru/t/Al3zu.jpg   http://s7.uploads.ru/t/rawRe.jpg
http://sd.uploads.ru/t/rweV4.jpg   http://sh.uploads.ru/t/um5YQ.jpg

0

3

Для изготовления раскосов , удерживающих приборный отсек на раме, воспользуемся латунной трубкой Ф1мм. Трубка нарезана в размер и предварительно согнута при помощи плоскогубцев на угол в 90 градусов. После чего осторожно пальцами дожата на угол30 градусов.

http://sd.uploads.ru/t/6qmfU.jpg   http://s8.uploads.ru/t/qUGvo.jpg
http://s7.uploads.ru/t/VDnJY.jpg

Для изготовления третьей точки крепления раскоса прибегаем к помощи паяльника. Закрепив скотчем на дощечке раскос, разрезаем его в месте изгиба, подставляем под трубки пластинку жести и вводим в разрез отрезок латунной трубки Ф1мм. После чего производим пайку узла. Получаем вот такие заготовки, которые подвергаются дальнейшей облагораживающей обработке напильником. В итоге получено четыре раскоса.

http://sh.uploads.ru/t/0KRO7.jpg   http://s3.uploads.ru/t/m1PKG.jpg
http://s7.uploads.ru/t/unIZ5.jpg    http://s7.uploads.ru/t/csHKN.jpg

Устанавливаем их на раму в предварительно просверленные установочные отверстия. После чего сверлим установочные отверстия в приборном отсеке и соединяем его с рамой посредством раскосов. Топливные баки занимают свои штатные места.

http://s7.uploads.ru/t/Fi10w.jpg   http://s5.uploads.ru/t/JSjnD.jpg
http://s5.uploads.ru/t/UERq6.jpg   http://s3.uploads.ru/t/FGs0J.jpg

0

4

Для установки малого приборного отсека на раму из трубки вырезается проставка, клеится к корпусу приборного отсека, после чего отсек устанавливается на раму.

http://s9.uploads.ru/t/zBF8C.jpg   http://sd.uploads.ru/t/lfqes.jpg

Из латунной трубки Ф1мм нарезаны заготовки для пайки раскосов, удерживающих маршевый двигатель на раме. Для получения одинаковых раскосом на ходу собран простейший кондуктор для пайки , после чего процесс изготовления четырех раскосов прошел быстро и без замечаний.
В раме просверлены установочные отверстия в которые вставлены штифты раскосов, после чего проведена подгибка свободных концов раскосов для создания рисунка четырехлучевой звезды. Из той же трубки выгнуто и спаяно удерживающее кольцо.

http://s7.uploads.ru/t/DkaVW.jpg   http://s9.uploads.ru/t/teGFJ.jpg
http://sg.uploads.ru/t/2CvIf.jpg   http://s7.uploads.ru/t/682i4.jpg
http://sh.uploads.ru/t/UQiWu.jpg   http://sd.uploads.ru/t/X3UZs.jpg
http://sg.uploads.ru/t/GP8F6.jpg   http://s3.uploads.ru/t/rDVLf.jpg

Свободные концы раскосов последовательно спаяны друг с другом, после чего к ним в четырех точках припаяно удерживающее кольцо, на котором впоследствии будет крепиться маршевый двигатель.

http://s3.uploads.ru/t/Gm4DV.jpg   http://sh.uploads.ru/t/tF6HL.jpg
http://s8.uploads.ru/t/Ghyci.jpg   http://s9.uploads.ru/t/ri6LJ.jpg

0

5

Из 0,9мм латунной трубки нарезаны заготовки, произведена их гибка и пайка при помощи простейшего кондуктора в паукообразную конструкцию.

http://s7.uploads.ru/t/kvELe.jpg   http://sg.uploads.ru/t/ogXB7.jpg
http://s5.uploads.ru/t/TJ9xo.jpg   http://s3.uploads.ru/t/QbEVG.jpg

Которая при помощи пайки устанавливается на удерживающем кольце. В дальнейшем, на торчащих штифтах будет закреплена пара маршевых двигателей.

http://s9.uploads.ru/t/90qVo.jpg   http://sg.uploads.ru/t/CwMtz.jpg
http://sg.uploads.ru/t/7QiyS.jpg   http://s7.uploads.ru/t/vnSB7.jpg
http://s5.uploads.ru/t/Luz7K.jpg   http://s3.uploads.ru/t/QhfIk.jpg
http://s7.uploads.ru/t/vASmM.jpg

0

6

На боковой поверхности большого приборного отсека, в котором также размещено 300кг ВВ, в держателях расположено 4 стержня с выводом в корпус. Похоже, что это есть приемные антенны дистанционного радиовзрывателя. Похожее есть на зенитной ракете комплекса ПВО С-75.
Держатели вырезаются из листового пластика по предварительной разметке, антенны нарезаются из латунной трубки Ф0,9мм. После чего держатели клеятся на боковую поверхность блока, в них вставляются трубки и фидерная проводка.

http://sh.uploads.ru/t/hIyfz.jpg   http://sh.uploads.ru/t/pUPjD.jpg
http://s9.uploads.ru/t/OrEzX.jpg   http://s7.uploads.ru/t/aSkmH.jpg
http://sd.uploads.ru/t/maYbg.jpg   http://sd.uploads.ru/t/aqNwW.jpg

0

7

Малый приборный отсек установлен на раме спутника при помощи четырех трубчатых стоек(возможно выполняющих еще какие-то функции). Стойки нарезаны из латунной трубки Ф2мм и обработаны надфилем. Элементы крепления вырезаны из листового пластика.

http://sd.uploads.ru/t/XMxKH.jpg   http://sg.uploads.ru/t/j3dPR.jpg
http://s8.uploads.ru/t/Tatx9.jpg   http://s9.uploads.ru/t/4EKW5.jpg

Работа над данным узлом начинается со сборки "этажерки".

http://s9.uploads.ru/t/4Vrhc.jpg   http://s8.uploads.ru/t/zP8FZ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/ZIU7d.jpg

В которую затем вставляется и закрепляется клеем малый приборный отсек.

http://s5.uploads.ru/t/uFiXO.jpg   http://sd.uploads.ru/t/5EbpC.jpg
http://s9.uploads.ru/t/cvAir.jpg   http://s7.uploads.ru/t/Wcbs8.jpg
http://s8.uploads.ru/t/ZjGn4.jpg

После чего собранный узел ставится на раму.

http://sh.uploads.ru/t/0nSdK.jpg   http://s8.uploads.ru/t/E9NJf.jpg

0

8

Подставляем на раму спаянную ранее трубчатую ферму для крепления маршевых двигателей и в итоге получаем вот такую конструкцию.

http://sd.uploads.ru/t/YTl4A.jpg   http://s7.uploads.ru/t/5Csmz.jpg
http://sh.uploads.ru/t/t23dl.jpg   http://s3.uploads.ru/t/jgDlU.jpg

0

9

Маршевые двигатели выточены из смоляной заготовки и установлены на штатные места на трубчатой раме. Двигатели коррекции выточены из литника и также установлены на свои штатные места

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t539494.jpg     http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t587702.jpg

Также из смоляной заготовки выточены 4 двигателя бокового маневра, подобные маршевым двигателям и собраны в единую конструкцию.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t659749.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t81515.jpg

Произведена предварительная перед покраской сборка всех выполненных деталей и узлов.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t486235.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t39312.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t347363.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t940821.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t124744.jpg

После чего конструкция была вновь разобрана на составляющие и подверглась грунтованию и окраске.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t658009.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t471268.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t866599.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t131718.jpg

При помощи сухих декалей на корпус были нанесены надписи Полет-1 и СССР.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t76229.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t144382.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t978161.jpg

0

10

Данный этап работы завершился сборкой воедино покрашенных узлов модели.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t811231.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t762789.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t516885.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t346690.jpg

В итоге имеем вот такую сборку, на которую теперь необходимо наложить немного топливопроводов и кабельной разводки, установить еще часть недостающего мелкого оборудования из экстерьера спутника.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t398232.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t415528.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t541220.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t729051.jpg

0

11

Топливные баки оснащены стяжными лентами, выполненными из серебристой пленки с клеящим слоем. На двигатели установлена обвязка, выполненная из литников, проволоки и припоя.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t442915.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t678811.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t13935.jpg

По стойкам раскосов, удерживающих двигатели и большой приборный отсек, проведены топливопроводы и жгуты приборной электропроводки.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t558635.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t258941.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t937148.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t345229.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t508603.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t251711.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t793131.jpg

На большой приборный отсек установлены излучатели радиовзрывателя заряда ВВ в 300 кг, находящегося внутри приборного отсека.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t102188.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t475662.jpg

0

12

Из проволоки и литника изготовлены 4 антенны, имитирующие расправленные ленточные антенны спутника, после чего антенны установлены на раму спутника.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t681439.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t536904.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t553824.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t749855.jpg

0

13

Модель приобрела подставку.
Осталось только пройтись окончательно кисточкой с краской по модели и отпечатать красивую вставку для подставки.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t779073.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t432827.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t869060.jpg   http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t257513.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t994600.jpg

0

14

Модель прокрашена, вот и вставка пропечаталась. Завтра, при солнышке, проведу фотосессию модели и выложу результаты.

http://forumupload.ru/uploads/0014/f6/ef/27/t82722.jpg

0