В середине января 1990 года 1 ПУС 101 брс(у) ЗабВО, начальником которого я на тот момент являлся, находился на полевом выходе за Атамановкой, в районе 26 км. Как раз в это время в АзССР произошли т.н. Бакинские события. В один из вечеров, уже после 24.00 мне позвонил начальник штаба бригады и передал приказ о выделении части сил и средств для развертывания полевого узла связи в Лесном городке, на базе хранения вооружения и военной техники. Узел должен был обеспечить управление отмобилизованием и подготовкой к боевому применению БРОНЕПОЕЗДА. Так я впервые узнал о наличии в ВС СССР современных бронепоездов.
Эти БП разрабатывались и создавались в 70-х годах прошлого столетия для защиты Транссиба от нашего «горячё любимого» во все времена соседа – Китая. В интернете на эту тему информации достаточно, но она не всегда правдива, есть откровенные ляпы. Больше всего это от недостатка информации. Постараюсь частично восстановить правду о Последнем бронепоезде Советской Армии.
Как всегда, больше сосредоточусь на чисто технических аспектах, хотя придется затронуть и некоторые исторические факты, во всяком случае те, которые я знаю.
БП готовили больше месяца*. По готовности он ушел на Кавказ. До Баку он так и не дошел, т.к. десантники к тому времени уже навели там порядок. Была попытка недалеко от Баку таранить его тепловозом, но теракт не удался. Несколько месяцев БП выполнял задачи по сопровождению грузов в Армении. Оружие личному составу применять не приходилось, сам БП несколько раз обстреливали из стрелкового оружия, но обошлось без потерь. К осени (точно уже не помню) БП вернулся в Лесной городок.
Кстати на Дальнем Востоке в КДВО имелись такие же БП. Сколько их было, какова их дальнейшая судьба, мне неизвестно. Знаю только то, что два БП были замешаны в скандале, когда их продали какой-то коммерческой фирме и один БП пытались перегнать в Китай для продажи на металл (на метал ли? См. ТАКР «Варяг») и только наши таможенники почуяв неладное (а может быть с ними просто не поделились), «тормознули» его на самой границе. Второй БП так и остался в распоряжении коммерсантов и вероятней всего его просто порезали на металл.
Снимал я БП в Лесном городке с разрешения всех компетентных органов в 2000 году и в 2005. Снимал на пленку, поэтому за качество не обессудьте. Итак, в Лесном городке на момент съемки в мае 2000г. в Отряде бронепоездов (так называлась на тот момент эта воинская часть) стояли на «запасных путях» 4 БП: один на текущем довольствии и 3 на хранении. Вернее будет сказать имелись комплектующие на 4 БП. Один БП стоял частично укомплектованный (на котором в основном и производилась съемка, причем не только мной, приезжали к ним и из Воен ТВ, снимали документальный фильм о бронепоездах), компоненты остальных были собраны по группам и размещались по имеющимся ж/д путям на территории базы.
В штатный состав одного БП входили:
- Основной, тяговый, бронетепловоз;
- бронелетучки – 5 к-тов;
- штабной броневагон;
- платформа ЗУ;
- разведывательные платформы с танками ПТ-76 – 2 шт.;
- платформы прикрытия – 2шт.;
- БТР-40 ж/д – 8 шт.;
Кроме этого БП придавались 4 ж/д платформы для перевозки БТР-40 ж/д, а также людские вагоны (плацкартные или грузовые) для перевозки л/с.
Здесь я ничего нового не сообщил, эти данные почти у всех авторов совпадают.
* БП готовили один, один и ходил на Кавказ (во всяком случае из ЗабВО). Откуда авторы всех публикаций взяли, что БП было два (у некоторых даже «несколько») не знаю, пусть это остается на их совести.
1.Бронетепловоз.
Создан на базе магистрального с гидропередачей тепловоза ТГ-16.
В отличие от ТГ-16, который имел двухсекционную компоновку, бронетепловоз сделан в односекционном варианте. Сварной бронекорпус закрывающий моторное отделение, в местах расположения дизелей имеет значительные по площади жалюзи на крыше и скатах корпуса, также на скатах и на боковых поверхностях корпуса закреплены вентиляционные короба. Броней прикрыты все жизненно важные механизмы и оборудование, в т.ч. топливные баки. В передней части бронекорпуса моторного отделения врезаны с каждой стороны по одной амбразуре с шаровыми установками для стрельбы из пулемета и призменные приборы наблюдения.
Если моторное отделение отличалось от базового только наличием бронекорпуса, то рубка-кабина бронетепловоза не имела ничего общего с кабиной ТГ-16, кроме органов управления. Рубка сделана двухярусной. На нижнем ярусе в шкафах размещалось электрооборудование, 2 амбразуры с шаровыми установками для стрельбы из пулемета и вход в моторное отделение. Задняя стенка рубки имела бронированную дверь. На второй ярус вела вертикальная лестница. На верхнем ярусе располагались 2 рабочих места машинистов, в одну и обратную сторону**. Органы управления бронетепловозом аналогично базовому. Радиостанция на бронетепловозе устанавливалась ЖР-3М, такая же, как и на базовом варианте и даже на том самом месте в моторном отделении. В крышу рубки врезаны три танковых командирских люка (похоже от одной из модификаций Т-44, утверждать не берусь) в комплекте с приборами наблюдения ТКН-2 и призменными приборами. Окна в рубке прикрывались бронещитками открываемыми из рубки.
Внешние световые приборы взяты также от базового варианта и даже установлены практически в тех же местах.
Кстати полностью укомплектованный БП оказался слишком тяжелой ношей для бронетепловоза и весь маршрут до места назначения и обратно БП тянули мощные магистральные локомотивы.
В 2005 году Отряд бронепоездов был уже расформирован и на территории базы из состава БП остались только бронетепловозы, как большие, так и маленькие, сиротливо выстроившись друг за дружкой на ж/д путях. Предсказать их судьбу было несложно, кому нужны эти бронированные коробки? Про вагоны сказали, что их забрали по команде, куда и зачем никто не знал. Я думал, что на металл, но потом оказалось, что я частично ошибался. Но об этом позже.
**Почему- то все пишут, что рабочее место машиниста было на первом ярусе, хотя на фото ясно видно, что они (рабочие места) на втором. Я автору статьи в журнале «М/Х» эти фотографии показывал. Даже у Википедии этот ляп в описании ТГ-16.
Отредактировано poa54 (Воскресенье, 3 января, 2016г. 19:52:47)