Коль уж Юра анонсировал модель СБ в 1/48 от китайских товарищей, решил заняться этой темой и полез в свои архивы. Я лично имел счастье лицезреть 3 относительно «живых» машины: в Оленегорске, в музее МА СФ в Сафоново и в Монино. В последнее время появился восстановленный СБ на Урале, кажется в музее военной техники в Верхней Пышме. Пытался отыскать через поисковики эти машины в музеях Финляндии, Китая и Испании. Увы, не нашел.
Итак, что мы имеем на данный момент? Четыре относительно «живых» бомбардировщика СБ. Начнем с Оленегорска. Установлен в качестве памятника в военном городке. Собирался из обломков 2-х СБ найденных в тундре. «Живым» СБ его назвать язык не поворачивается. Более, менее сохранилась хвостовая часть (кстати, при аварийных посадках она как правило сохраняется лучше других элементов конструкции), остальное без комментарий. Судя по тому, что пытались изобразить «реставраторы», изначально этот самолет (самолеты) представляли собой СБ-2М100А.
Бомбардировщик СБ.
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться1Воскресенье, 11 сентября, 2016г. 19:33:22
Поделиться2Понедельник, 12 сентября, 2016г. 23:40:57
СБ-2М100А в музее МА СФ в Сафоново. Снимал аж в 2006 году, в ангаре даже освещение практически отсутствовало, поэтому качество не очень. Правда сейчас там сделали неплохой музей, но экспонаты боюсь остались на прежнем уровне, только покрасили.
По качеству реставрации ушел недалеко от СБ в Оленегорске, но есть положительные моменты. Ладно по порядку. Первые фото это то, что никак нельзя брать за образец. Здесь без комментарий.
Теперь о положительном. Традиционно сохранилась хвостовая часть: киль, стабилизаторы и фюзеляж. Правда рули высоты установлены "вверх ногами" (интересно перевесили их в отреставрированном музее?). Сохранились родные двигатели вместе с сотовыми радиаторами водяного охлаждения и жалюзи. Винты: втулки от Ли-2, а лопасти от "народных умельцев". Капоты двигателей не комментируются.
Интересно что шасси - зимний вариант ранний, т.е. шасси неубираемое в полете. Стойки и подкосы основного шасси родные, но в этом варианте часть "железяк" надо убрать. Лыжи неродные, специально приложил фрагменты из ТО. Створки шасси, есть подозрение, тоже от Ли-2. Костыль весь неродной, от стойки до "лыжонка".
Поделиться3Вторник, 13 сентября, 2016г. 08:24:43
Хороший обзорчик с пояснениями получается........ Спасибо, Олег Анатольевич!
Поделиться4Среда, 14 сентября, 2016г. 01:12:25
Теперь Монино. Здешний СБ напрямую связан с Забайкальем. В 1939 году самолет совершил вынужденную посадку в Забайкальской тайге. Все члены экипажа остались целы, самолет восстановлению не подлежал. Только в 1969 году обломки самолета доставили в Москву, на авиационный завод им. А.Н.Туполева. Здесь его и восстановили.
Общая геометрия самолета почти идеальна, сразу видно, что восстанавливали не "народные умельцы" . Фюзеляж или так восстановили, или он так сохранился, но выглядит весьма правдоподобно, за исключением кабины штурмана. Сделана она и снаружи и внутри с нуля, и к сожалению от реальной имеет отличия. В кабине летчика родное вроде бы только кресло, все остальное новодел (я даже не стал снимать, в интернете фото кабины достаточно). У стрелка получше, во всяком случае ТУР-9 в наличии и родная. Вот не посмотрел, есть ли нижняя люковая установка?
Киль при аварии очевидно пострадал и при его восстановлении допустили ляп - не восстановили весовой компенсатор в верхней части РП. В остальном хвостовое оперение можно сказать "живое".
Центроплан и консоли родные. Если и были повреждения, то они умело устранены.
Капоты двигателей при правильной геометрии не имеют ничего общего с реальными. А вот шасси практически без замечаний. Единственное, это отсутствуют трубопроводы к пневматическим тормозам колес основного шасси.
Архивные фотографии использовал финские. На мой взгляд у них одни из лучших фотографий 2 МВ.
Поделиться5Четверг, 15 сентября, 2016г. 02:35:02
И уральский СБ. Лично там пока побывать не удалось, поэтому сужу по фотографиям. Из того из чего восстанавливали, сохранилось лучше всего скорее центроплан со средней частью фюзеляжа, стойки шасси и хвостовое оперение. Все остальное представляет собой не совсем удачную реставрацию или такой же новодел. На крайней фотографии указал на основные ляпы. Вывод: немного лучше сафоновского (хотя там больше родных элементов) и намного хуже монинского. Мнение чисто субъективное. Кто имеет иное, пожалуйста.
Жаль конечно, что из более, чем 6 500 выпущенных машин не осталось ни одной целой.
Напоследок не удержусь, пара финских цветных фото СБ с моторами М103:
Поделиться6Четверг, 15 сентября, 2016г. 07:33:47
Шикарно, Олег Анатольевич, шикарно!
Поделиться8Четверг, 15 сентября, 2016г. 22:59:45
Ценное подспорье в работе будет!