В продолжение темы Ил-18, сегодня один из вариантов - ВКП (Воздушный командный пункт) Ил-22 "Бизон". Вообще все варианты Ил-18 удобны тем, что они практически не вносят изменения в основную конструкцию самолета-планер. Особенно это удобно для моделистов. Достаточно приобрести хорошую модель Ил-18 и делай с ней что хочешь, особенно если руки растут оттуда, откуда надо. Даже Ил-38, у которого крыло смещено вперед относительно основной модификации в силу особенности компоновки, и тот элементарно переделывается из обычного Ил-18. Но об этом варианте поговорим позже, а сейчас Ил-22 "Бизон".
В 1973 году поступили на вооружение Советской Армии ВКП "Бизон". ВКП это общепринятое название, в ВВС они обозначались как самолеты управления и ретрансляции (СУРТ). Они были предназначены для боевого управления войсками на протяженных театрах военных действий со слаборазвитой сетью связи, а также для использования в качестве вспомогательного командного пункта при выходе из строя одного из наземных пунктов управления. Соответственно они имели бортовой узел связи(БУС). В состав экипажа ВКП входили как экипаж самолета, так и группа связи (специалисты связи обслуживающие БУС) и оперативная группа. Всего было выпущено 11 самолетов Ил-22 "Бизон".
Характерной чертой всех Ил-22 стал веретенообразный радиопрозрачный обтекатель на вершине киля, и множество антенн снизу и сверху фюзеляжа. Характерной особенностью только "Бизона" является длинный радиопрозрачный обтекатель под фюзеляжем.
На первом фото прототип Ил-22 "Бизон".
И немного интерьера для общего развития.
К концу 90-х годов прошлого столетия "Бизоны" устарели и практически уже не использовались по назначению. Часть машин переоборудовали в другие модификации, часть демилитаризировали и переоборудовали для коммерческих перевозок. Небольшое количество машин осталось в бывших "братских" республиках.
В 2015 году этот "Бизон" прошел переоборудование в Ил-22ПП "Порубщик".