Начнём, пожалуй, с истории.
А чтобы не писать, выкладываю фото баннеров, вывешенных у входа в штаб полка - так Вам проще будет ориентироваться.
120 иап, аэродром Домна
Сообщений 1 страница 30 из 55
Поделиться1Четверг, 30 марта, 2017г. 11:04:08
Поделиться2Воскресенье, 30 апреля, 2017г. 21:42:28
120-й иап - один из самых "молодых" авиаполков наших ВВС. Его история началась в 1969 году в Белоруссии, где он был сформирован на базе местных частей для направления на восточную границу "в связи с обострившейся международной обстановкой" (ни для кого не было секретом, что речь шла об обострении отношений с Китаем). Летом 1969 года укомплектованный истребителями МиГ-21С полк перелетел на забайкальский аэродром Домна.
24 сентября 1969 года полк встал на боевое дежурство, войдя в состав недавно организованной 23 ВА. Через несколько лет полк был перевооружен МиГ-21бис.
К сожалению фотоматериала на этот период существования полка очень мало, но все равно кое-что нашлось. На первом фото судя по фонарю показан ранний МиГ. Был ли он в составе полка, или это просто фото летчика в другой части и в другое время. Два крайних фото весьма редкие: посещение Кожедубом Иваном Никитовичем (уверен, что все посещающие сайт, знают кто это такой) 120 иап в 1972 году. Здесь же виден МиГ-21бис (а возможно и МиГ-21С).
В 1978 году, одним из первых в стране, начал переучивание на МиГ-23МЛ (120-й ИАП получил самолеты этой модификации первых производственных серий, 10-й и 12-й, до них с завода шли "эмки"). В 1983-84 г.г. самолеты полка прошли доработку по типу МЛД, включавшую установку "зуба" на центроплане, турбулизаторов на ПВД и модернизацию оборудования.
По МиГ-23 материалов гораздо больше (по МиГ-29 ее еще больше, по Су-30 тоже уже имеется в открытой печати). Большая часть фотоматериала принадлежит Валере Максименко, благо он не жадничал и в интернете его фото далеко не редкость. Часть фото от фотокоров газеты ЗабВО "На боевом посту", кое-что удалось отснять и вашему покорному слуге т.б. мне.
Итак начнем с 1 аэ. Большую известность МиГи 120 иап получили благодаря "графити" на бортах самолетов, нанесенную в период войны в Афганистане. В 1 аэ изначально нанесли эмблему, которая отражала летный характер в виде орла, вооруженного луком со стрелой и забайкальское происхождение в виде изображения самого Байкала и местного пейзажа - сопок на фоне солнца. Эмблема наносилась на правый ВЗ. Нанесена она была на 10 самолетов 1 аэ. Затем появилась эмблема в виде парящего грифа. Ее в дополнение к первой наносили на левый ВЗ.
По примеру других частей на левой носовой части фюзеляжа стали наносить количество боевых вылетов в виде белых пятиконечных звездочек (одна звезда - 10 б. вылетов).
Борт №05.
Борт №07. На цветном фото база разделки на аэродроме Степь, декабрь 2001 года. Возможно последний снимок этого борта.
Борт №10. Уже после Афгана с ним случилась авария: на рулении надломилась левая стойка основного шасси (третье фото).
Борт №15. Кстати почему-то МиГ-23МЛ.
Борт №22 МиГ-23УБ
Автор: Валерий Максименко
Борт №24 МиГ-23УБ
Автор: Валерий Максименко
Борт №38. После Афгана своим ходом отогнали на АРЗ в Кубинку, где его признали негодным к восстановлению и использовали в качестве ремфонда.
На этом фото видны сразу четыре самолета 1аэ: 06, 09, 10, 15. Афганистан, 1988г.
По 1 аэ пока все. Не идентифицированы три борта, ракурс не позволяет рассмотреть номера.
Отредактировано poa54 (Понедельник, 1 мая, 2017г. 06:16:41)
Поделиться3Понедельник, 1 мая, 2017г. 08:29:37
Толковый подход, всё по полочкам разложено. Браво, Олег Анатольевич!
Поделиться4Понедельник, 1 мая, 2017г. 09:45:04
На самой первой фотографии - МиГ-21Ф-13
Поделиться5Понедельник, 1 мая, 2017г. 17:21:09
На самой первой фотографии - МиГ-21Ф-13
Я бы не был столь категоричен. Подобный фонарь был не только у Ф-13. По этому фрагменту определить довольно сложно.
Поделиться6Понедельник, 1 мая, 2017г. 18:07:39
Я бы не был столь категоричен. Подобный фонарь был не только у Ф-13. По этому фрагменту определить довольно сложно.
А вы оцените закабинную часть с остеклением.
Поделиться7Понедельник, 1 мая, 2017г. 21:24:24
А вы оцените закабинную часть с остеклением.
Хорошо, пусть будет Ф-13. В принципе я не прогрешил против истины, определив данную модификацию, как раннюю. В данной теме стоит вопрос: " а были ли в 120 иап модификации кроме МиГ-21С и МиГ-21бис?" Ну а самого МиГ-21, не сомневаюсь, мы еще коснемся при изготовлении очередной модели.
Браво, Олег Анатольевич!
Спасибо Альберт на добром слове!
Поделиться8Понедельник, 1 мая, 2017г. 21:45:15
Спасибо РОА за ваш труд. Я в этом полку в 1990 году принимал присягу.
Поделиться9Среда, 3 мая, 2017г. 13:31:51
rammjager написал(а): А вы оцените закабинную часть с остеклением.
Хорошо, пусть будет Ф-13.
Так оно и есть. Я просто не придал этому значения, поскольку Олег Анатольевич так и написал - ранний. Конечно же, в нашем 120-м такого не было.
Поделиться10Четверг, 4 мая, 2017г. 06:58:04
Теперь 2 аэ. Здесь фотоматериалов гораздо больше по сравнению с 1 аэ, вследствие того, что "графити" получились намного колоритней. Самолеты 2 аэ 120 иап получили чуть ли не мировую известность в первую очередь среди моделистов. "Парящий гриф" во 2 аэ переместился на правый ВЗ, а на левом изначально появились две эмблемы: "Жемчужина Забайкалья" на бортах №№ 51, 55, 57, 58, 61, "Атакующий гриф" на бортах №№ 39, 44, 50, 63, 64. Чуть позже у "Парящего грифа" появились подписи о приписке самолета:"Шиндант-88" (№№ 57,58,61), "Баграм-88" на остальных. Помимо общепринятых белых звездочек, вписанных в 8-см окружность, МиГ-23 из 2-й эскадрильи имели и значки о содержании конкретных вылетов - белые трафаретные силуэты ракет за вылеты на прикрытие ударных групп и черные "бомбы" за бомбардировочные задания. Их стали накрашивать на левом борту за воздухозаборником. Вскоре дошло и до нанесения акульих пастей.
После возвращения из Афганистана МиГ-23 120 иап проходили плановый ремонт на АРЗ в Улан-Удэ, Воздвиженке и Кубинке. После ремонта менялся камуфляж, на некоторых заводах рисунки на бортах закрашивались, на некоторых оставляли, но все равно многое приходилось восстанавливать. При этом на некоторых самолетах менялись рисунки, на некоторых номера, но об этом речь пойдет ниже.
Начнем со спарок - МиГ-23УБ. В 1-й аэ их было 2, во 2-й аэ 3: №№ 07, 10, 28. Спарки также несли рисунки: на правом борту как и у всех самолетов 2 аэ, на левом - эмблему "Инструктор".
Борт №29. В Афганистане имел бортовой №10, после возвращения и ремонта получил №29.
Борт №70. До того как, имел №07. На втором фото спарка в перегоночном варианте уходит на Степь, последний полет. Цветное фото - Степь, база разделки, декабрь 2001 года.
Автор:Валерий Максименко
Борт №44. После ремонта успели восстановить только номер и пасть. Цветное фото - Степь, база разделки, декабрь 2001 года.
Автор:Валерий Максименко
Борт №50. Первое фото "довоенное", постановочный кадр, ляпы налицо, но неплохое качество. На втором фото "афганский" вариант. После ремонта все восстановили, изменился рисунок на левом ВЗ: по просьбе летчика в знак уважения к своему технику самолета. На фото №6 выруливает в свой последний полет. Техник провожает. Цветные фото - Степь, апрель 2005 года. Осталось "жить" несколько месяцев.
Автор:Валерий Максименко
P.S.Так фотоматериала довольно много, а качество фотографий оставляет желать лучшего, то много времени уходит на обработку фотографий. Поэтому буду выкладывать по частям, по мере готовности.
Борт №54. Самолет Валеры Максименко, поэтому столько фото. На фото №1-хозяин самолета. Этот самолет единственная потеря полка в Афганистане. На посадке, на пробеге самолет сошел с полосы на грунт, передняя стойка сложилась, остальное видно на фото. Летчик кстати не пострадал. Валера считал, что самолет можно восстановить, но начальство решило иначе. Кстати думаю, что Валера может дать более подробные комментарии.
Борт №55. Один из двух наиболее заслуженных и участвовавших в громких инцидентах МиГ-23МЛД и получивших после Афгана новые индивидуальные эмблемы. У подстрелянного ракетой с пакистанского F-16 самолета №55 на заводе пришлось заменить пробитые панели крыла и закрылок, что и было отмечено в рисунке: в память о стычке под глазом нахохлившегося грифа лиловел синяк, а крыло покоилось на перевязи. На цветных фото Степь, база разделки, декабрь 2001 и апрель 2005 соответственно.
Автор:Валерий Максименко
Борт №56. В основном замечен в постановочных снимках. Даже водитель (судя по эмблемам на петлицах), скорее всего АПА, попал в кадр. Неплохой дембельский снимок для тех времен. Интересно достался он ему или нет ? У лечиков судя по лицам, съемка особого восторга не вызывает. Кстати на этой фотографии у меня подписаны все данные на них. На заднем плане за бортом №56 виден борт №59. Номер у него обозначен только контурными линиями. Дело в том, что на АРЗ после покраски, номера с которыми самолеты приходили на завод, обозначали в виде контурных линий для удобства, чтобы на местах затем эти номера наносились в соответствии с принятыми в данной воинской части.
Борт №57. Следующий после 54 самолет Валеры Максименко. Первое фото Афганистан, Баграм, остальные наше Забайкалье.
Борт №58. Участвовал в перехвате двух пакистанских вертолетов, за что после возвращения из Афганистана и ремонта был удостоен собственного имени "Герой Шинданда" (справа за кабиной). С левой стороны о победе напоминал силуэт сбитого вертолета, дата "26.09.88" и имя летчика майора В.Астахова. Рядом на воздухозаборнике, красовался орел-победитель с патронташем через плечо, ракетой и трофеем в лапах. Цветные фото - Степь, декабрь 2001 года и апрель 2005.
Автор:Валерий Максименко
Автор:Валерий Максименко
Борт №60. Первые два фото - Афганистан.
Борт №61. Ч/б фото еще в "афганской" окраске. На цветных фото хорошо видно в каком состоянии машины с некоторых АРЗ возвращались после ремонта: не закрашены рисунки на В.З. и пасть, звезды правда закрашивались. Номер нанесен пунктирной линией. Очевидно самолет только прибыл из ремонта и сразу попал под "раздачу".
Борт №62. Без комментарий, хорошо хоть такие есть.
Автор:Валерий Максименко
Борт №64. Леша (GROWLER) коль это твой "любимый" борт, обрати внимание, что изначально звезды наносились несколько иначе, очевидно еще до нанесения пасти (фото №2). Второй характерный момент. Как минимум, на киле камуфляж почти симметричен с обеих сторон.
Автор:Валерий Максименко
Двадцать третьи" 120-го иап летали до 1993 года, когда им на смену стали приходить МиГ-29. Зимой, освоив новые самолеты, сдала свои МиГ-23 1-я эскадрилья, а к концу марта и остальные самолеты полка были перегнаны на базу хранения в Степь. Часть самолетов подверглась переделке в радиоуправляемые мишени на АРЗ, а несколько МиГ-23 с "грифами" ранее передали в другие части, включая и ЦБП в Липецке, откуда они затем попали на базу хранения под Оренбургом (в частности, там находился борт № 15, в числе первых получивший эти эмблемы). Крайний раз я видел эти МиГи в Степи, в апреле 2005 года. К сожалению удалось снять лишь несколько машин, на большее просто не было времени. В декабре этого же года Леша (GROWLER) был в Степи на облете средств РТО аэродрома. В ответ на мою просьбу сфотографировать оставшиеся самолеты, он прислал SMS:
Однако зубастые МиГи не исчезли бесследно. Перед тем как их порезали, летчики и техники из 120 иап приехали в Степь и болгарками вырезали фрагменты В.З. с рисунками, которые хранятся в полку.
Живьем похоже ни одного зубастого МиГа не осталось. Есть один МиГ-23МЛД в музее на закрытой территории штаба бывшей 14А ВВС ПВО в Новосибирске, но это не "боевой" МиГ, просто покрашен под МиГ 120 иап, но не совсем удачно.
Отредактировано poa54 (Суббота, 27 мая, 2017г. 05:05:10)
Поделиться11Четверг, 4 мая, 2017г. 10:53:11
Толковая раскладка получается - то, что надо для нашего брата-моделиста!
Ну и "копание" в истории поможет её и сохранить - так мало осталось людей, которым это по-настоящему интересно, чуть поболее тех, кто и не в курсе, что мы решили копнуть тему по боевой авиации Забайкалья! Браво, Олег Анатольевич, продолжаем поиски.
Поделиться12Воскресенье, 14 мая, 2017г. 17:48:02
Добавил еще четыре борта (через редактирование, так удобнее компоновка материала) №№ 51, 54, 55, 56.
Поделиться13Понедельник, 22 мая, 2017г. 02:52:42
Добавил борта №№ 57, 58, 59, 60.
Поделиться15Вторник, 23 мая, 2017г. 09:01:11
Потихонечку добавляется в историю.
Можно было и не ретушировать лица - гостайны никакой не выдаём, но всё равно - спасибо за поддержку!
Поделиться16Вторник, 23 мая, 2017г. 17:24:03
Спасибо " rammjager" (к сожалению нет его имени) за фото. Благодаря армейским "разгильдяям" кое-что сохранилось для истории. Неплохо бы получить сканы этих фото с хорошим разрешением, я бы их подкорректировал. Ну а лица, это уже решение владельца фото.
Альберт я ближайшее время выложу оставшиеся борта, там будет и №61. Перенесешь эти фото к моим, у тебя скорее всего есть такая возможность.
Поделиться17Суббота, 27 мая, 2017г. 05:12:11
Добавил оставшиеся борта. У меня по Домненским "двадцать третьим" пока все. Дальше МиГ-29.
Поделиться18Воскресенье, 28 мая, 2017г. 00:27:56
Олег Анатльевич , в принципе , можно было раньше заняться ,но не до того было .. Давайте я файлик подготовлю и сам сюда закину или Вам отдам с тем что у меня есть по Домне (29 и те фото по 23-м из Степи ).
Поделиться19Воскресенье, 28 мая, 2017г. 03:01:40
Привет Леша. Если фото нуждаются в обработке, присылай мне в личку. Если можешь сделать сам, делай.
Поделиться20Вторник, 30 мая, 2017г. 17:50:09
Добавил фото бортов 10,14 пост №2.
Поделиться21Среда, 31 мая, 2017г. 01:48:39
Юра, добрый день. Все правильно, но мы договаривались размещать фото размером 500 по длинной стороне. Ты разве этого не заметил?
Поделиться22Среда, 31 мая, 2017г. 12:27:43
Заметил. Исправил.
Добавил фотки бортов 28, 29 пост №10, 32,37,40 пост№2
Поделиться23Среда, 31 мая, 2017г. 16:13:33
Юра, все здорово! Правильной дорогой идем товарищи!
Поделиться24Среда, 31 мая, 2017г. 17:00:50
В свое время издательством "Яуза" была выпущена книга В.Марковского "Боевая авиация в Афганской войне":
В ней имеются довольно подробные описания боевой деятельности МиГ-23МЛД 120 иап. Ранее я писал, что борт №54 был единственной потерей полка в Афгане. Но был потерян еще один борт №42 (к сожалению его фото пока отсутствует) в результате возникшей технической неисправности в полете. Летчику пришлось катапультироваться, он остался жив и невредим. Кстати этот борт стал последним советским боевым самолетом, потерянным в Афганистане.
Поделиться25Четверг, 1 июня, 2017г. 18:24:51
Теперь МиГ-29. Тема получится самая информативная. 90-е годы вместе с негативом во всех аспектах государства, принесли послабления в вопросах зашоренности и секретности. Фотографирование военной техники до определенной степени, перестало быть нарушением закона. Отсюда и появляется значительное количество информации.
МиГ-29 в отличие от МиГ-23, поступавших в полк прямо с завода, приходили в Домну с разных частей ВВС СА. Массовые сокращения ВС высвобождали значительное количество военной техники, с которой необходимо было что-то делать. Часть техники отправляли на вновь созданные базы хранения БХВТ (которые затем превратили в базы разделки), частью той, что поновее, переоснащали части не подвергшиеся сокращению. Так было и с 120 иап. Некоторые машины уже прошли КВР на АРЗ, некоторые ремонтировались уже после поступления в полк. Естественно приходили с разными камуфляжными окрасками, формой и цветом номеров и даже с индивидуальными рисунками на различных частях конструкции. Так что «списанные» МиГ-23 до попадания в Степь внешне выглядели истинными джентльменами по сравнению с разношерстными "двадцать девятыми" прибывавшими в полк (мнение чисто субъективное). Плюс ко всему, всеобщий беспредел в государстве привел к тому, что в армии начал просматриваться некий элемент анархии. В полку получила массовое распространение идея с украшением самолетов, которая выразилась в совершенно различных формах, но об этом в дальнейшем.
Материалы по МиГ-29 из различных источников: черно-белые фото практически все Максименко Валеры (цветные есть тоже, но на это будет указываться индивидуально), часть материалов любезно предоставил автор книги "Истребитель МиГ-29 в строевых частях. Часть 1" Антон Павлов , цветные схемы Войлокова Сергея - соавтора книги, часть от различных авторов и просто из интернета.
Как всегда начнем с 1аэ.
Борт №01. Самолет командира полка.
Фото из архива Андрея Короткова.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №03.
Фото Вячеслава Мартынюка.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №08
Автор:Валерий Максименко.
Апрель 2018г.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №11. Потерян в катастрофе 05.12.2008 г.
Борт №12. Потерян в катастрофе 06.09.2012 г.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №16. Этому самолету повезло больше других. После списания он установлен в качестве памятника на территории военного городка в Домне, сменив бортовой номер на символический №120.
Борт №18. Самолету после ремонта на АРЗ, по просьбе техников принимавших самолет, нанесли дублирующие бортовые номера на кили, оставив стандартные начертания номеров (фото №1). В полку этот "недостаток" устранили.
Фото из архива Антона Павлова.
Борт №20
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №22
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №25. Судя по различному начертанию бортовых номеров, это два разных самолета. Надо уточнять.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №27.
Фото из архива Антона Павлова.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №28. Второе и третье фото на стоянке учебного аэродрома ИВВАИУ 2009 и 2015 г.г. соответственно.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №31 (9-12). В полку в разное время было два борта с этим номером.
Борт №31 (9-13). Самолет в свое время был передан в полк из 28 гиап, Андреаполь. Судя по фото изначально продолжал летать со всеми "регалиями" предыдущего полка. Впоследствии их закрасили.
Автор:Валерий Максименко.
2 аэ. Градация условная, возможно в реальности была несколько иная.
Борт №40.
Фото Валерия Максименко
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №45.
Фото из архива Антона Павлова
Автор:Валерий Максименко.
Борт №46
Автор:Валерий Максименко.
Борт №47 (9-13). В 2000 г. был передан в учебный полк в Борисоглебск.
Автор:Валерий Максименко.
Борт № 47 (9-12). После передачи №47 (9-13), этот номер получил другой МиГ-29 (9-12).
Автор:Валерий Максименко.
Борт №48
Автор:Валерий Максименко.
Борт №49. В 120 иап самолет передали в 1993 году из 176 иап (аэродром "Миха-Цхакан").
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №51 1-й. Этот борт вместе с №47 в 2000 году был передан в Борисоглебск. Цветное фото Борисоглебск или Армавир, куда после Борисоглебска передали самолет.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №51 2-й. После передачи №51 1-го, как и в случае с №47, №51 получил другой самолет. Столь экзотическую окраску самолет получил после ремонта на 275 АРЗ.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №55. Потерян в катастрофе в декабре 2008 года.
Теперь МиГ-29УБ (9-51). Так, как у нас пока нет конкретных данных по распределению этих машин по эскадрильям полка, решил собрать их в отдельную группу.
Борт №70
Автор:Валерий Максименко.
3 крайних фото Альберта Баймухаметова.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №72. В одном из полетов у самолета загорелся правый двигатель. Летчик совершил аварийную посадку на грунт в районе аэродрома. Пожар потушили, экипаж не пострадал, самолет больше не летал.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №73
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №75. Видно 3 варианта окраски самолета в разное время.
Автор:Валерий Максименко.
Борт №76
Автор: Валерий Максименко
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Автор:Валерий Максименко.
Там же в Новосибирске, где находится "зубастый" МиГ-23, стоит такой же "зубастый" МиГ-29. Его тоже расписывал вроде бы Валера Максименко. Поэтому "живопись" практически не отличается от таковой на оригинальных машинах 120 иап.
Способ нанесения Б/Н и пастей на МиГ-29, на фотографиях автор Валерий Максименко.
Отредактировано poa54 (Среда, 28 июня, 2017г. 19:37:42)
Поделиться27Суббота, 3 июня, 2017г. 18:10:57
Юра, Альберт, добрый день. Юра по борту №64 ты повторил уже имеющееся фото. Фото с нанесением трафаретов, мне кажется, лучше перенести к МиГ-23.
Альберт, фото rammjager перенеси пожалуйста к №61. А то у нас получится неразбериха.
Поделиться28Суббота, 3 июня, 2017г. 20:13:06
Добавлены к МиГ-29 борта №№: 12, 15, 17, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33.
Поделиться29Среда, 7 июня, 2017г. 03:02:04
Добавлены борта №№: 40, 41, 43, 44, 45, 47, 49, 50, 51, 52, 55.
Лешик ты набрался дурных манер на "Скале". Это же надо так изуродовать фотографии (№45 и №55).
Народ, убедительная просьба, если у кого-то есть материалы по нашей теме, присылайте, пожалуйста, их в личку или Альберту, или Юре, нашим админам, в любом виде, и обработанные и не обработанные. В данный момент на сайте существуют проблемы технического характера с редактированием тем админами. Ваше авторство однозначно будет обозначено, и не будет неразберихи с размещением фотографий.
Поделиться30Пятница, 9 июня, 2017г. 02:04:40
Добавлены борта №№: 63, 71, 72, 74, 75, 77, 78, 83, 84, 98.