Командно-штабная машина Р-145БМ на протяжении более 30 лет была "рабочей лошадкой" связистов сухопутных войск. Участвовала практически во всех вооруженных конфликтах этого периода. Эти машины поставлялись во многие страны, как Варшавского договора, так и в другие, например в Финляндию. Моя офицерская карьера начиналась на этих машинах (фото 1).
Ч.1Техника весьма известная в модельном мире, поэтому особо нового не представлю. За весь период своей службы внешний вид КШМ практически не менялся, как впрочем и внутреннее оборудование. Хотя в принципе их можно разделить на раннюю версию и позднюю. Различие в основном в размещении навесного оборудования, в первую очередь ящика для антенного такелажа. На ранней версии этот ящик на правом борту, также отсутствуют бойницы для ведения огня из стрелкового оружия. Раннюю версию я отснял в Техническом музее в Тольятти.
Поздняя версия появилась уже в период войны в Афганистане. Опыт боевых действий заставил оборудовать бронекорпус бойницами, такелажный ящик был перенесен на левый борт (почему я не понимаю), изменилось размещение шанцевого инструмента и остального навесного оборудования. Эти КШМ я снимал уже в родной 101 брс в Чите.
Упор крышки люка на ранней версии.
"Тубус" для ШДА (Широкодиапазонной антенны) Здесь фара без СМУ (светомаскировочного устройства,
в простонародье "смотри м...к, убьешься")
16 метровая телескопическая мачта.
ШДА, или объемный вибратор, или просто "банан".
Все изоляторы должны быть чистыми и иметь вот такой цвет как на правом снимке. В Советской Армии за закрашенные изоляторы,
как на левом снимке, могли "снять скальп" с нерадивого командира.
А вот это Забайкальское "ноу-хау". у БТР-60ПБ, который является транспортной базой КШМ, отопление отсеков происходило только в движении, за счет циркуляции нагретой охлаждающей жидкости двигателей. При выключенных двигателях, оно отсутствовало. Ну а чтобы понять каково в броне при низкой температуре, это надо попробовать. И поверьте мне, удовольствие не из приятных. В 101брс таким образом приспосабливали старые, добрые ОВ-65 (отопитель воздушный на солярке), которые могли работать и в движении и на стоянке.
Антенна зенитного излучения (АЗИ) -"поручень" поверх корпуса, могла складываться. В обыденных условиях она как правило
была всегда развернутой. Складывалась она при длительном хранении КШМ или при транспортировке по ж/д или авиацией.
Ч.2 Полезли внутрь. Командирский отсек.
На поздних версиях Р-145БМ были установлены дозиметрические приборы ИМД-21С (измеритель мощности дозы), на ранних рентгенметр ДП-3Б.
Так как дермантиновая обшивка сидений при низкой температуре
становилась подобной металлу, в Забайкалье бойцы обтягивали
сиденья сукном от старых солдатских шинелей.
Теперь средний аппаратный отсек.
Заднюю часть отсека примыкающую к моторному как-то не отснял в свое время, поэтому пришлось воспользоваться интернетом.
Надеюсь Савицкий Сергей на меня не обидится, тем паче я на его авторство не претендую.
И под конец о электропитании КШМ. В движении и на коротких остановках электропитание осуществляется от электрогенератора Г-290Б приводимого во вращение от левого двигателя БТР. Имеются АКБ радиоузла (2 последовательно соединенные батареи 6СТ-75). Устанавливаются в нише на левой стороне корпуса. На стоянках электропитание в основном осуществляется от бензоэлектрического агрегата АБ-1-П/30. При транспортировке агрегат в металлическом кожухе крепится на месте бронебашни. На стоянке агрегат выносится подальше (на сколько хватает силового кабеля), так как сильно тарахтит. Шибко ленивые экипажи иногда позволяли себе работу агрегата прямо на броне, но это скорее исключение из правил. Да, заправлялся агрегат безином вместе с маслом, как на старых мотоциклах (на новых импортных не знаю, не интересовался). КШМ могла запитываться и от внешней сети 220 V, для чего имеется распределительный щит и выпрямитель.
И вот такой он без следов эксплуатации.
В завершение своего повествования некоторые детали, которые упустил. К сожалению в Советской Армии фотографирование боевой техники не приветствовалось, поэтому фото тех времен не так уж и много. А по нынешнему российскому времени даже в интернете не нашел ни одной фотографии Р-145БМ в полностью нормальном состоянии. Поэтому придется заниматься словоблудием.
Антенны. АЗИ крепится к корпусу БТР с помощью вертикальных стоек. В верхней части стойка соединяется с полотном антенны естественно через изолятор. По науке изоляторы ни в коем случае не должны красится. В Советской Армии это соблюдалось неукоснительно, ну а в Российской, особенно в 90-е и в начале 2000-х многое было просто похеряно. В нижней части стойки анодированы во избежание корозии и также не должны краситься. Обратите внимание на Р-145БМ в музее в Финляндии в начале темы, там эта часть даже закрыта чехлами.
Провода соединяющие антенные вводы с полотном АЗИ были дополнительно подпружинены, дабы они не провисали и не болтались.
4-х метровые штыревые антенны применялись в основном для связи в движении. Антенна состоит из четырех колен. Нижнее колено частично имело изолирующее покрытие из черной пластмассы, чтобы не обжечь руки при работе р/ст. на передачу. По науке количество установленных колен зависит от частоты (длины волны) на которой надо работать, но на практике, как правило, ставили все четыре колена независимо от частоты. Чтобы в движении антенна не болталась, ее растяжкой отклоняли к корме БТР приблизительно под 45°. При снятой антенне, антенный ввод закрывался пластмассовой заглушкой, которая металлической цепочкой крепилась к антенному вводу во избежание утраты.
16-и метровая телескопическая мачта (реально ее высота 15,7м) при длительных стоянках и при сильном ветре в развернутом состоянии крепилась 3-я ярусами штатных растяжек из тонкого металлического троса. Однако чаще всего использовался только верхний ярус растяжек из капронового фала.
Шанцевый инструмент на ранней версии крепился в основном как на обычном БТР-60ПБ, за исключением: пусковая рукоятка (заводная ручка, кривой стартер) перенесена ближе к корме по правому борту, а двуручная пила стала крепиться на такелажном ящике.
На поздней версии, по сравнению с ранней, такелажный ящик и лопату переместили на левый борт, а вот куда дели багор не понятно. Возможно вообще убрали за ненадобностью.
Шанцевый инструмент красили следующим образом: деревянные рукоятки на инструменте с новыми машинами приходили неокрашенные, но в процессе эксплуатации их красили в защитный цвет. Металлические части красились в черный цвет, за исключением режущих частей, которые при обслуживании затачивались и смазывались. На некоторых фото полотно пилы тоже покрашено, что в корне неверно: попробуйте крашеной пилой распилить бревно хотя бы среднего диаметра. У пилы красились только рукоятки (в защитный цвет) и часть полотна в черный цвет в районе ручек. Зачастую на всем шанцевом инструменте наносились номера соответствующие бортовым номерам КШМ. Буксировочный трос как минимум после очередного использования, что было в условиях полигона нередким явлением, при обслуживании техники очищался и смазывался. Ввиду отсутствия специальной промасленной бумаги мы оборачивали его рулонной бумагой от телеграфных аппаратов. Тоже самое проделывали и с пилой. Коуши троса красились или в черный или в защитный цвет. Канистры как правило на штатных местах на борту не крепили (по известной причине) и возили внутри КШМ.
Окраска и маркировка Р-145БМ была самая разнообразная, так что классифицировать ее пустая трата времени. Остановлюсь на том, как это было в период моей службы в ЮГВ в начале 1980-х годов. Вся БТ техника не камуфлировалась и красилась в однообразный защитный цвет. На фото КШМ командира дивизии с бортовым № 001. Номера белого цвета наносились по правому борту на крышке бокового люка, на левом борту между боковыми поручнями в носовой части корпуса, на корме БТР на правом рукаве заднего хода. Опознавательный знак нашей дивизии – белый треугольник наносился на левом рукаве заднего хода. При совершении маршей по территории Венгрии мы закрывали номера и ОЗ или брезентовыми или дермантиновыми полосами. Для этого приваривались болты, к которым они крепились. Да, чуть не забыл: на внутренней стороне крышки люка радиста вывешивался "Список лиц допущенных в аппаратную" т.к. она имела СА (спец. аппаратуру). Это был лист А4 с данными в/сл. подписанный и утвержденный соответствующими командирами, обернутый в целофан и приклеенный скотчем.
Пока все, возможно что-то и упустил - давно это было...
Отредактировано poa54 (Пятница, 27 октября, 2017г. 07:24:55)