Продолжаем тему вертолетов Миля. Ми-14БТ - буксировщик тралов. Машина редкая, выпущено всего 26 шт. В ВМФ СССР вертолеты были распределены между МА всех флотов. В середине 80-х годов прошлого столетия участвовали в разминировании акватории Красного моря после очередных разборок местных "папуасов". За кордон было передано 6 машин, все в бывшую ГДР - тралить Балтику от мин оставшихся после 2 МВ. У нас с вооружения сняты в самом конце 80-х. После объединения Германии Вооруженные силы бывшей ГДР прекратили свое существование. Непродолжительное время все шесть Ми-14БТ продолжали использоваться в качестве транспортных и поисково-спасательных в Бундесмарине, но в 1991 года эксплуатация этих Ми-14 прекратилась. Часть машин передали в США (ну как же без них), часть продали в частные руки и в музеи.
Машина редкая, "словоблудия" про нее достаточно, а вот с фото не особо. Частично восполним этот пробел. Кабина летчиков БТ не отличается от кабины ПС. Остановимся на индивидуальных особенностях.
Буксировка тралов СЭМТ-1 и БАТ-2:
1 – трал СЭМТ-1; 2 – трал БАТ-2;
3 – буксирно-фидерное устройство;
4 – поддерживающие буи
Насколько непростым был процесс траления, хорошо видно из книги воспоминаний «Взлетная полоса длиною в жизнь.» бывшего заместителя начальника 3-го управления ГК НИИ ВВС п-ка В.Кондаурова:
«Траление — не полет, и даже не работа, это мучения и страдания вертолета и летчика. Ми-14БТ должен зависнуть на высоте 10 м над кормой судна-буксировщика, с борта которого моряки длинными крючьями ловят трос, спущенный оператором, и присоединяют к тралу. Медленным увеличением шага винта достигается страгивание вертолета с места, для плавной выборки слабины троса, что практически никогда не удается, и вертолет, испытав сильный рывок, как бы «отлетает» на несколько метров назад. Увеличением тяги двигателей, почти до максимальной, достигается начало движения. Далее решается трудно выполнимая задача: и двигаться надо, и трос не порвать. Поэтому траление производится со скоростью 20-30 км/ч на высоте полета 15-20 м. Траление мин на поверхности и средней глубине не сравнимо по сложности с тралением возле дна, когда трал цепляется и тащит за собой все, что там попадается. Вертолет неожиданно дергается то в одну, то в другую сторону со страшным скольжением; трос то ослабевает, то натягивается, как струна, и на приборе тягомера стрелка опасно скачет до красной черты. Все усилия летчика направлены не только на то, как удержать вертолет в воздухе, но и как протащить трал по заданному маршруту, когда разворот — не разворот. Это что-то похожее на то, когда бедное животное, тянущее из последних сил повозку, скользит копытами на одном месте по скользкой дороге и медленно, чтобы не завалиться на бок, уходит в сторону все больше и больше. Какой же легкой и «воздушной» становится эта, достаточно тяжеловатая в воздухе машина, когда освобождается от своей «упряжки». На вопрос инженера: — Как прошла работа? -ответ летчика: — С пользой. По крайней мере, все остальное будет казаться «легкой прогулкой».