В августе 1961 года на вооружение МА ВМФ СССР была принята противокорабельная ракетная система К-10. Это была первая ракетная система в ВС СССР с крылатой ракетой К-10С имеющей сверхзвуковую скорость полета до 2030 км/час и дальностью пуска 220-325 км.
Ракета К-10С представляла собой крылатый самолет-снаряд со стреловидным крылом и оперением, отличающейся оригинальной компоновочной схемой с подфюзеляжным расположением двигателя. В качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель М-9ФК – короткоресурсный вариант РД-9Б (устанавливался на МиГ-19).Крыло для удобства хранения и перевозки по земле могло складываться, а киль снимался и находился на аэродромной тележке, занимая свое место после подвески.
Ракета имела несколько вариантов модификаций:
-К-10 опытная;
-К-10С серийная;
-К-10СД увеличенной дальности;
-К-10СБ спец. БЧ;
-К-10СДВ увеличенной дальности, маловысотная;
-К-10СН маловысотная;
-К-10СНБ маловысотная, спец. БЧ;
-К-10СП постановщик помех.
Носителем выступал все тот же Ту-16, однако в этом случае он подвергся значительным доработкам. Вместо кабины штурмана и прежней бомбардировочной РЛС, в объемистом носовом обтекателе размещалась антенна мощной РЛС типа ЕН. Для размещения ракеты сам грузоотсек удлинялся и оборудовался специальными профилированными створками, которые при подвеске ракеты поднимались внутрь грузоотсека, а при пуске ракеты опускались и закрывали грузоотсек.
В грузоотсеке размещался держатель БД-238 с механизмом уборки и выпуска ракеты. Обозначение носителя стало Ту-16К-10.
В 1962 году комплексом К-10 были оснащены 7 авиаполков всех советских флотов. В дальнейшем комплекс был доработан до уровня К-10-26, но это уже следующая тема.
Снимал ракету я в начале 2000-х годов в музее МА КСФ в Сафоново. В настоящий момент этот музей имеет более цивилизованный вид и честь и хвала сотрудникам музея за то, что сохранили этот экспонат в первозданном виде (до сих пор).