Ч.2 Детали и нюансы.
В одном закрытом музее обнаружил Р-4 на которой хорошо просматриваются некоторые элементы: узлы крепления ракеты на АПУ, узлы крепления консолей крыла к корпусу ракеты и устройство для установки трассеров:
Маркировка ракет Р-4 была весьма информативная и имела богатый набор технических надписей (см. фото).
Ракеты можно было отличить по буквенно-числовой маркировке на корпусе ракеты, которая наносилась на левой и верхней поверхности корпуса ракеты:
РАР0050000000 – Р-4Р литер А, (Б,В);
РТР0050000000 – Р-4Т;
РТИ0050000000 – Р-4ТИ;
1РБР0050000000 – Р-4МР литер Б, (А,В);
1РТИ0050000000 – Р-4МТИ.
Шрифт на верхней поверхности корпуса ракеты был в 5 раза меньше шрифта на боковой поверхности и при подвешенной ракете был практически не виден.
Взрыватели.
- радиовзрыватель РВ-80, корпус антенны из сплава средне серого цвета, по центру молочно-матовая радиопрозрачнная вставка;
- радиовзрыватель Р-4МР, корпус антенны красился таким же цветов, как и весь корпус ракеты, по центру радиопрозрачная вставка аналогичная такой на РВ-80;
- оптический взрыватель НОВ-80Н (Р-4ТИ) – прямоугольные стеклянные окошки ПРМ (6 шт.) внутри под стеклом все черное;
- комбинированный неконтактный оптический взрыватель. Первые два окошка ПРМ прямоугольники внутри все черное сверху стекло, ПРД аналогично, но размером больше и внутри на небольшом расстоянии от защитного стекла вороненый черно-синий стержень поперек продольной оси ракеты, видимо лампа высокой интенсивности.
При хранении и в подвешенном состоянии на стоянке головные части ракет, антенны радиовзрывателей и окна оптических взрывателей естественно закрывались соответствующими заглушками красного цвета. Имели свои заглушки и вставки в передней части крыла. На стоянках ракеты зачехлялись.
Ракеты Р-4 имели стеклопластиковую вставку в передней части крыла, в районе БЧ. Многие считают что это радиопрозрачные обтекатели антенн (сам грешен был), но это неверно. Это приспособления для улучшения формы «облака» разлета осколков и исключения влияния крыла ракеты. По «науке» на ракетах Р-4 цвет этих вставок зеленый, у ракет модификаций Р-4М – белый. Однако при эксплуатации они часто повреждались и на позиции подготовки ракет в ап эти вставки при дефектовке менялись в произвольном порядке: на Р-4 на белые, на Р-4М на зеленые и даже вперемежку белые с зелеными.
Дополнительные элементы окраски.
На учебных ракетах (всех модификаций) на боковых поверхностях корпуса ракеты в районе крыла наносились две широкие полосы черного цвета.
Полоса в носовой части ТГСН – след от заглушек. Уплотнитель в заглушках пористая резина, когда резина долго соприкасается с окрашенной поверхностью ракеты она окрашивает поверхность от светло коричневого в темнокоричневый, почти черный цвет в зависимости от срока хранения ракеты.
Крыло в месте соприкосновения с корпусом ракеты имеет резиновую прокладку черного цвета толщиной 10 мм. На белом фоне это особенно заметно (на монинских ракетах прокладка частично закрашена в процессе ремонта или реставрации).
Различия в модификациях ракетах.
Модификации Р-4 как и Р-4М отличаются друг от друга только носовыми частями. Р-4М кроме головных частей, отличаются от Р-4 размерами рулей и обтекателями шлейфов на нижней поверхности корпуса ракеты. Корневая хорда рулей Р-4М короче хорды рулей Р-4 (соответственно уменьшена площадь). Расшивка на рулевых поверхностях Р-4 и Р-4М также несколько отличается (см. чертеж). Есть одна характерная особенность: расшивка на рулях Р-4 практически не просматривается в отличие от рулевых поверхностей Р-4М.
Обтекатели шлейфов на Р-4М значительно длиннее обтекателей на Р-4.
Варианты подвески ракет:
- Ту-128: 2 Р-4Т + 2 Р-4Р; 2 Р-4ТИ + 2 Р-4Р;
- Ту-128М: 2 Р-4Т + 2 Р-4Р; 2 Р-4ТИ + 2 Р-4Р; 2 Р-4МТ + 2 Р-4МР; 2 Р-4Т + 2 Р-4МР;
2 Р-4МТ + 2 Р-4Р.
Однако как правило подвешивались или все Р-4М, или все Р-4 из-за разницы высоты применения ракет. Для тренировочных полетов существовал вариант подвески 2-х ракет: 1 Р-4Т, МТ + Р-4Р, МР. В этом случае ракеты подвешивались одна под левую и вторая под правую консоли крыла.
Ракеты с ТГСН подвешивались только на внутренние АПУ-128, ракеты с РГСН на внешние.
Для подъема ракет при подвеске их на пусковые устройства, самолет был оснащен съемной системой подъема, которая устанавливалась на пусковые устройства. Система подъема представляет собой систему лебедок с ручным приводом, которая заимствована у Ту-16. Лебедки навешивались по бокам АПУ-128. На ракету устанавливались специальные крепления, и с помощью лебедок она поднималась к направляющим пускового устройства. Эта система на практике оказалась неудобной и ракеты подвешивались старым испытанным способом – вручную, благо держатели АПУ располагались на доступной высоте.
Геометрические размеры ракет:
Ракета Р-4МР Р-4МТИ Р-4Рр Р-4Т Р-4ТИ
-Длина корпуса
/с трассером/, мм 5538 5569 5530 5530 5652
-Диаметр корпуса, мм 315
-Размах оперения, мм 1330
-Размах крыла, мм 1500
-Тип крыла Треугольное
-Стреловидность 78° 30’
-Тип руля Трапециевидный
-Тип носителя Ту-128М Ту-128, Ту-128М