В конце 40-х годов прошлого столетия Советскому Союзу стал необходим бомбардировщик с межконтинентальной дальностью полета, а конкретно способный достать территорию США с наших аэродромов. В США уже в конце 2 м.в. появился В-36, обладающий необходимой дальностью полета. В 1950г. полетел турбореактивный В-47 не обладающий межконтинентальной дальностью, но наличие военных баз ВС США во многих частях планеты позволяло использовать его как средство доставки атомных бомб на территорию СССР. В это же время активно разрабатывались новые стратегические бомбардировщики В-52 и В-60 фирмами Боинг и Конвэр соответственно. Англичане старались не отстать от США и разрабатывали сразу три бомбардировщика т.н. «V» серий.
У нас разработку подобных машин поручили вновь созданному КБ Мясищева В.М. и КБ Туполева А.Н. Мясищев должен был спроектировать и построить скоростной дальний бомбардировщик с четырьмя ТРД КБ Люльки или Микулина, Туполев – бомбардировщик с такими же характеристиками, но с ТВД.
Мясищевский проект изначально именовался самолет «М» или изд. «25», но в серию он пошел под наименованием М-4.
Самолет М-4 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан нормальной схемы со стреловидным среднерасположенным крылом. Оперение самолета однокилевое с управляемым стабилизатором. Шасси самолета велосипедной схемы с масляно-воздушной амортизацией и системой «вздыбливания». Состоит из передней и задней опор, установленных на фюзеляже и двух подфюзеляжных на концах крыла. На главных опорах установлены 4-х колесные тележки. Передняя опора управляемая. Силовая установка самолета состоит из 4-х ТРД АМ-3А и двигательных систем. Они размещены попарно в корневой части крыла. Экипаж 7 человек: 2 летчика, штурман-бомбардир, оператор РБП-4 –стрелок, стрелок- радист, кормовой стрелок. Вооружение: оборонительная система - 6 пушек АМ-23 попарно размещенных в верхней, нижней и кормовой башнях. Наступательное вооружение – свободнопадающие бомбы калибра до 9000 кг общей массой до 24000кг, торпеды, мины.
Первый полет опытный экземпляр совершил 20.01.1953г. С 1955 года самолеты начали поступать в строевые части. Серийное производство самолета продолжалось до 1957 года. Серия предполагала постройку 200 самолетов. Но уже в 1955 году появилась новая модификация самолета 3М, имевшая лучшие характеристики. Поэтому после выпуска 2-х опытных и 32 серийных машин производство М-4 было прекращено.
В дальнейшем все М-4, начиная с 1958 года переоборудовались в самолеты- заправщики и более 30-и лет несли службу в Дальней авиации. Внешние отличия бомбардировщика от заправщика: у бомбардировщика имелась выштамповка на створках грузолюка под габариты 9000 кг бомбы, у заправщика эту выштамповку убрали. Кроме этого у заправщика в хвостовой части снизу фюзеляжа установлена фара подсветки заправочного шланга и на фюзеляже с боков за крылом устанавливались усилительные накладки.
М-4 из музея в Дягилево и Украинки. Валк совсем небольшой, просто когда я работал в Дягилево в приоритете были другие машины. С Дальнего Востока информацию предоставили знакомые ребята.
В настоящий момент в «живых» остались 3 М-4: в Дягилево, в Украинке и в Москве. Правда московский в разобранном виде находится на территории номерного завода аж с 90-х годов. Судя по фото он возможно уже и "неживой".