Самолёт-заправщик Ту-163 разработан на базе серийного бомбардировщика Ту-16. Одним из направлений работы по увеличению дальности полёта Ту-16 стало внедрение дозаправки в воздухе. В 1953 г. в ОКБ начали заниматься применением для этого бомбардировщика схемы «с крыла на крыло». При этом использовали опыт работы над подобным вариантом для Ту-4.
Под отработку системы заправки выделили два самолёта выпуска завода №1. Испытания и доводка системы заняли почти полтора года. Начиная с 1957 г система дозаправки начала устанавливаться на всех выпускаеых Ту-16. Заправщики имели в производстве обозначение «заказ 198», а в эксплуатации -Ту-16 «Заправщик», Ту-163, Ту-16Ю и «НЗ». Они переоборудовались из серийных бомбардировщиков; всего в варианте крыльевых заправщиков сделали 114 самолётов.
(на втором фото Ту-16П доработанный из Ту-16З. В этом случае «ласты» на законцовках крыла не демонтированы).
Основными элементами системы заправки являлись устройства сцепки и перекачки топлива. На заправщике монтировались шланг со стабилизирующим парашютом, электролебёдка с тросом для выпуска и уборки шланга, поворотный ролик для регулирования натяжения троса, главный механизм для соединения шланга с трубопроводом перекачки топлива, выталкивающий механизм для первоначального выпуска шланга из крыла, шлангопровод для размещения шланга в крыле в убранном положении, щитки управления и аппаратура управления. В систему перекачки входили расходный топливный бак, перекачивающий насос, краны, клапаны, трубопроводы и расходомер. Управпение перекачкой осуществлялось с тех же щитков, что и сцепкой. Первые группы топливных баков самолёта отсоединялись от магистрали питания двигателей и подключались к расходному баку. Последний, в который вмещалось до 10 700 л горючего, подвешивался в бомбоотсеке в жёстком контейнере, прикреппённом к узлам кассетных держателей. Насос перекачки устанавливался на этом же контейнере. Шланг длиной 37 м (внутренний просвет Ф=37мм) располагался в шлангопроводе, проложенном внутри носка крыла около переднего лонжерона.
Максимальное количество топлива, которое заправщик мог передать на заправляемый самолёт, составляло 24 500 л. Дозаправка Ту-16 в полёте значительно увеличивала их радиус действия. Одна дозаправка на пути к цели повышала дальность почти на 2000 км, а применение второй дозаправки на обратном пути увеличивало её примерно на 3500 км (с 5%-ным остатком топпива на посадке).
Помимо заправочного оборудования самолет имел средства межсамолетной навигации, обеспечивающей сближение самолетов над безориентированной местностью. Самолеты оборудовались также фарами подсветки зоны заправки для осуществления контакта в ночных условиях: в обтекателе правой законцовки крыла для освещения передней кромки крыла и на внутренней задней части правой гондолы шасси.
В дополнения некоторым членам экипажа придавались ручные прожекторы РСП-45.
Внешне заправщик выделялся лишь наличием на законцовках крыла горизонтальных «ласт» трапецевидной формы и выступающей за заднюю кромку правой законцовки крыла трубу длиной длиной 1800мм, служившей для размещения стабилизирующего парашюта в походном положении (на некоторых фото того времени данная труба отсутствует). «Ласт» позволял упорядочить вихревой шнур сбегающий с законцовки крыла и сместить его в сторону от выпускаемого шланга, чтобы тот меньше болтало в потоке. Такой же «ласт» имела и левая консоль крыла для аэродинамической симметрии.
Операции в ходе заправки производились в следующем порядке. Из правого крыла впереди летящего заправщика выпускался шланг на тросе. Заправляемый самолёт подходил сзади, накладывал крыло непосредственно на шланг и немного отходил в сторону.
Шланг скользил вдоль крыла по направлению к концевому обтекателю и попадал в улавливатель (захват). После шланг подтягивался тросом вперёд до автоматического соединения его заднего наконечника с топливоприёмником. Затем заправляемый самолёт выходил в строй заправки — плотный пеленг, в котором интервал и дистанция лимитировались длиной шланга.
При дальнейшем подтяге троса шланг входил в крыло и соединялся внутри его с магистралью заправки. Таким образом, происходило соединение топливных систем обоих самолётов, и начиналась перекачка топлива. При этом шланг располагался между концами крыльев обеих машин в виде петли.
Данный фотообзор нашел уже давно в интернете, где сейчас и не вспомню. Лучше всего процесс дозаправки показан в фильме " Случай в квадрате 36-80". Лучше фильма о Ту-16 нет и вряд ли будет (мнение чисто субъективное).
Поехали дальше, собственно говоря основное из-за чего поднята тема. Этот Ту-16З установлен на постаменте в Дягилево - "Мекке" ДА России (СССР). Пожалуй единственный сохранившийся Ту-16З. Состояние не идеальное, но представление дает. Затронем только конструктивные особенности характерные для данной модификации Ту-16. Фото предоставил Анатолий Андреев, за что ему большое спасибо.
Окраска Ту-16З в основном не отличалась от самолетов ВВС и МА. Характерные особенности: правая законцовка крыла вместе с "ластом" и трубой окрашивалась в черно-белые полосы, это обязательно. На некоторых самолетах в оранжевый цвет красилась задняя внешняя часть аэродинамических гребней на правой консоли, на некоторых наносился белый прямоугольник на правой боковой части фюзеляжа ближе к хвосту. Заправочный шланг также красился в бело-черные полосы, иногда с красными полосами по центру белых. Это делалось для облегчения контактирования и выдерживания строя. Вытяжной парашют как правило белого цвета (с учетом следов эксплуатации).