Следующая модификация Ту-95 - Ту-95М.
Сначала вернемся к первой серийной модификации Ту-95 (Ту-95А). Всего было выпущено 31 машина. Информация по ним весьма скудная, но представление как минимум по первым сериям составить можно. Это Ту-95Н с учетом доработок и пара редких фото из интернета.
Характерные особенности этой модификации, точнее ее первых серий: проволочная антенна от вершины киля до кабины летчиков, шлейф антенна на правой стороне носовой части фюзеляжа, проволочная антенна на левой нижней стороне фюзеляжа в районе носовой стойки и оригинальной формы обтекатели верхних БАНО на законцовках крыла. В различных источниках упоминается что в процессе производства в конструкцию и особенно в оборудование вносились многочисленные изменения, к сожалению без конкретики. На втором фото видно что полотно верхней проволочной антенны стало короче, теперь оно идет от вершины киля и заканчивается позади верхней стрелковой точки. Очевидно что это машина более поздней серии, т.к. в такой конфигурации эта антенна имеется на всех последующих модификациях Ту-95 включая Ту-95МС. Остальные детали на этом фото соответствуют ранним сериям.
Главным недостатком этой модификации были двигатели НК-12, которые имели большой разброс мощности и низкую надежность. В результате чего силовые установки на самолете приходилось регулировать по самому слабому двигателю и реальная дальность (одно из главных достоинств Ту-95) была значительно меньшей заявленной в ТТХ.
Модификация Ту-95М получила новые двигатели НК-12М с увеличенной мощностью и усовершенствованную систему бомбового вооружения. Выпуск Ту-95М сначала шел параллельно с последними "чистыми" Ту-95, а затем самостоятельно до конца 1958 года. Всего было выпущено 19 "эмок". Ту-95М также оставался "чистым" бомбардировщиком.
Внешне конструкция самолета изменилась по сравнению с предыдущей модификацией только в деталях: носовая шлейф антенна по правому борту была перенесена на верхнюю поверхность фюзеляжа ближе к его середине; нижняя проволочная была удалена; на нижней поверхности фюзеляжа появились три радиопрозрачных обтекателя: один поменьше перед носовой нишей шасси, два других между носовой нишей и грузолюком. Изменилась конструкция верхних крыльевых БАНО (хотя вероятней всего она изменилась еще при производстве Ту-95). Капоты двигателей отличались незначительно расшивкой. Упоминанию на одном из авторитетных сайтов о появлении на верхней поверхности капота НК-12М небольшого воздухозаборника я не нашел подтверждения. Такой в/з появился только на двигателях Ту-95К22.
В настоящее время мне известно только об одном сохранившемся Ту-95М. Он установлен в качестве памятника в Узине на Украине. Судя по снимку состояние его оставляет желать лучшего.
Небольшой валк по еще более менее сохранившемуся Ту-95М (на тот момент) получился благодаря снимкам Валеры Максименко. Сделаны они еще в далеком 1989 году на аэродроме Бада, куда на время ремонта ВПП в Домне посадили 120 гиап, на территории ШМАС. За качество не обессудьте. Снимали в те времена на отечественную, как правило просроченную, черно-белую пленку...