В 1976 году двигатель НК-25 с форсажной тягой 25000 кгс (14500 кгс на бесфорсажном режиме) был практически готов. Параллельно туполевцы разработали комплекс мероприятий по совершенствованию Ту-22М. На основе этого было принято решение о создании модификации Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженным весом пустого самолета, с улучшенными ЛТХ и эксплуатационными характеристиками. Самолет получил обозначение Ту-22М3 (изделие 45-03).
Основные внешние отличия конструкции Ту-22М3:
-ВЗ с вертикальным клином заменили "совковыми" с горизонтальным клином;
-носовая часть стала длиннее с конусными обводами в верхней части, радиопрозрачный обтекатель снизу на виде сбоку приобрел ломанные формы с выступающими боковыми скулами;
-изменили установку штанги дозаправки;
-уменьшили площадь РН;
-установили новую кормовую установку УК-9К-502М с одной двуствольной пушкой ГШ-23.
Ввиду масштабности намеченных работ по совершенствованию машины, решено было провести отработку новых конструктивных решений в реальных полетных условиях. С этой целью провели доработку первой выпущенной "единицы", остававшейся в распоряжении ОКБ, которой отводилась роль" демонстратора" эффективности аэродинамических нововведений. На ней полностью переделали носовую часть удлинив и сделав конусообразной, доработали хвостовое оперение, увеличили диапазон стреловидности ПЧК до 65°. Двигатели при этом оставались прежние НК-22. Результаты превзошли все ожидания: максимальная скорость увеличилась на 250 км/час, а дальность на дозвуке достигла 5500 км.
"Единичка" до середины 90-х годов стояла на "заднем дворе" ЛИИ в Жуковском, после чего ее незаметно утилизировали. Некоторые "специалисты" пытались даже обозначить ее как первый прототип Ту-22М3, но "тайное всегда становится явным".
Первый опытный образец поднял в воздух 20 июня 1977 года А.Д. Бессонов. Летал он недолго: перед 13-м полетом сгорел на аэродроме в Жуковском из-за взрыва двигателя. К счастью никто не пострадал.
Вторая опытная машина разбилась в 1980 году во время испытательного полета. Экипаж катапультировался, отделались травмами и ушибами.
Третью после выработки ресурса перегнали в Белую Церковь где ее доработали в самолет- стенд. После развала СССР она оказалась не нужна и была утилизирована в 2001 году.
Четвертый опытный самолет после окончания испытаний был доработан в летающую лабораторию Ту-22М3-ЛЛ. В 1994 году во время исследовательского полета с ним столкнулся самолет наблюдения Ту-134. Несмотря на повреждения "тройку" сумели посадить, а вот Ту-134 разбился. Погибли все находившиеся на его борту. Ту-22М3-ЛЛ больше в воздух не поднимался и был списан.
Пятой опытной машине повезло больше всех. После завершения испытаний Ту-22М3 с бортовым номером "33" был передан в качестве учебного пособия в ВВА им. Ю.А. Гагарина, а после ее закрытия стал экспонатом музея ВВС в Монино.
Ту-22М3 Монино
К сожалению загрузить весь материал по данной машине не удалось, вследствие лимита на количество файлов. Попробую что-нибудь придумать, ждите продолжение темы.