С 67-й серии Ту-22М3 приобрел внешний вид характерный для всех последующих серий вплоть до окончания серийного производства. В эту серию были заложены все перспективы усовершенствований которые в процессе далнейшего производства вносились в конструкцию и оборудование.
Сначала небольшой разбор предшествующих серий:
После завершения выпуска машин 30-х серий обтекатель узла заправки техники в полете убрали. Теперь место установки узла заправки закрывал люк и носовая часть самолета приобрела полностью чистые очертания.
Внешне теперь самолет выглядел лишенным возможности дозаправки в воздухе (что соответствовало договорным обязательствам). В действительности самолет сохранил необходимые устройства и трубопроводы включая органы управления системой заправки в кабине летчиков. Установка штанги, которая хранилась здесь же при самолете, в строевых условиях занимала несколько часов.
С 44-й серии изменили количество и расположение радиопрозрачных обтекателей антенн на передней кромке НЧК. Их количество уменьшили до трех. Ближе к фюзеляжу размещались прд. антенны РЭБ СПС-151 (152, 153), ближе к аэродинамической перегородке антенны СПО-15С и АФС.
С крайней машины 49-й серии уменьшили еще площадь РП укоротив его по высоте. Теперь он имел только два узла навески. Обтекатель антенны СПО-15С остался на вершине киля ниже концевого обтекателя верхушки киля и хвостового огня. Количество машин с подобным РП было небольшим - до 55-й серии, поэтому фото их встречаются крайне редко.
С этой же серии изменилась конструкция крепления ракетных ускорителей снизу фюзеляжа.
С 5-й машины 50-й серии изменилась форма НЧК. Аэродинамический гребень был перенесен на законцовку НЧК, на верхней поверхности изменились количество и размеры небольших гребней. Подобная конструкция НЧК в дальнейшем сохранилась на всех последующих сериях Ту-22М3.
С 55-й серии антенну СПО-15С с верхушки киля убрали, разместив теперь две в обтекателях в виде "рожек" в задних частях надстроек стабилизатора (аналогично как у Ту-22М2). В такой конфигурации самолеты выпускались до 66-й серии включительно.
С 67-й серии на выпускаемых Ту-22М3 были выполнены мероприятия по обеспечению установки нового оборудования и вооружения. Самолет оснастили модифицированным и новым радиоэлектронным оборудованием, подготовили для применения в будущем ракет Х-15 и нового БКО. В кабине устанавливались новые пульты или резервировались места под их установку, прокладывалась электропроводка и волноводы, планер и грузоотсек дорабатывались для установки нового вооружения. Основные внешние отличия 67-й серии от предыдущих:
-размещение на вершине киля различных антенны в обтекателях отличных от предыдущих серий. Эта форма киля сохранилась на всех последующих сериях Ту-22М3 включая Ту-22М3М;
-отсутствие саблевидных антенн СПС-5 на нижней поверхности фюзеляжа;
-отсутствие обтекателя вывода воздуха из технического отсека на верхней поверхности носовой части фюзеляжа за кабиной экипажа;
-наличие большого двустворчатого люка на левом боку носовой части фюзеляжа за радиопрозрачном обтекателем (для доступа к блокам помеховой станции);
-наличие антенн СПС-171(СПС-172) на нижней поверхности фюзеляжа в носовой и хвостовой частях и передних кромках НЧК;
-места для установки автоматов постановки помех АПП-50А в нижней передней части надстроек стабилизатора. Сами держатели не устанавливались и место их установки закрывалось дюралевой панелью;
-зарезервированы места для автоматов установки помех АПП-50А для отстрела противорадиолокационных и инфракрасных патронов калибра 50 мм на нижней части фюзеляжа за крылом. До машин 81-й серии ячейки для их установки располагались ассиметрично - десять на правом борту и шесть на левом (см. чертеж).
Ту-22М3 67-я серия
На следующей недели разберемся с остальными сериями.