Ту-95МР.
Типовой, но редкой модификацией Ту-95 стала модификация стратегического разведчика Ту-95МР. Редкая потому что сделано было всего четыре самолета, вернее переоборудованых из серийных Ту-95М. Постановление о его создании вышло в мае 1960 года. В процессе переоборудования должен был устанавливаться широкий комплект разведоборудования. Первый Ту-95М прошел дооснащение в 1962 году. В новом виде проект получил индекс Ту-95МР-2, однако в дальнейшем "двойку" игнорировали и самолет называли Ту-95МР. Испытание самолета и оборудования прошли в рекордно короткий срок - чуть более месяца. Первую машину передали в ВВС в конце 1964 года, а до конца 60-х по ее стандарту переделали еще три серийных машины, которые несколько отличались размещением антенн.
Разведчики эксплуатировались очень интенсивно - самолетов такого класса постоянно не хватало. Задачи которые они выполняли были самые разнообразные: и в интересах и ВВС, и Сухопутных войск и особенно ВМФ. Довелось мне относительно недавно пообщаться с моим ровесником, летавшем на МР. По его словам их основная задача была отслеживать АУГи США и прочих вероятных противников в отдаленных районах мирового океана. Поближе с этим справлялись Ту-16Р.
В восьмидесятых годах с Ту-95МР было снято специальное оборудование и они переквалифицированы в учебные машины Ту-95МУ. Ресурс этих наиболее интенсивно работавших бортов был почти исчерпан, и полеты над океаном стали небезопасными. В конце 80-х годов все четыре Ту-95МР перегнали в Энгельс на базу разделки, где они и закончили свой славный путь.
В ходе переоборудования две фотоустановки в хвостовой части фюзеляжа сняли, зато в грузоотсеке установили на подвижных рамах целую батарею фотоаппаратов. Фотооборудование состояло из трех комплектов: два для дневной съемки и один для ночной. Для ночной фотосъемки подвешивались ФотАБы или САБы. В зависимости от выполняемой задачи устанавливался один из комплектов. На месте штатных фотоустановок в хвостовой части фюзеляжа установили станции РТР "Ромб" и "Вишня". Вместо РЛС РБП-4 в обтекателе под носовой частью фюзеляжа установили новую - "Рубидий-1Д" с более высокими характеристиками. Установили также штангу и соответственно систему дозаправки топливом в полете, отработанную к тому времени на ракетоносной модификации самолета (один из бортов не дорабатывался) .
Первоначально на грузоотсеке, где теперь находились АФА, оставались штатные его створки, которые при съемке открывалась. Когда самолет уже был в эксплуатации, были установлены специальные створки выступающие в поток на 90мм которые уже не открывались для фотосъемки. В них были установлены закрываемые сдвижными крышками окна с плоскими специальными оптически ориентированными стеклами с повышенной прозрачностью. Штатную систему постановки пассивных помех, рукав выброса дипольных отражателей которой находился в задней части грузоотсека между его створками, заменили более производительной. Также на МР установили проволочную КВ антенну, аналогичную как на Ту-95 ракетоносцах, только на левой верхней стороне фюзеляжа.
Тема разведчиков всегда была одной из самых закрытых. Если бы не разделка этих машин в Энгельсе, мы увидели бы их только на снимках "супостатов". Полноценного валка из имеющейся информации сделать уже нереально, но какое-то представление о этих машинах составить можно. Благодаря фото Анатолия Андреева я все-таки решил сделать небольшой обзор Ту-95МР. Пришлось использовать фото середины 80-х годов и более ранние из журналов "Inter Air Press" и "Koku-Fan" которые пока вроде бы не засветились в интернете, но пару фото использовал и из интернета (куда без него).
Ту-95МР без штанги дозаправки отличался от остальных машин еще наличием только одного астроориентатора на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчиков.
Устройство створок грузолюка на примере аналогичных у Ту-22Р. Здесь же рукав выброса дипольных отражателей, но на Ту-95МР он был больше по размерам и другой формы (кстати "супостаты" изначально считали его одной из антенн).
Такие же фотоаппараты (Ту-22Р) устанавливались и на Ту-95МР.
Окраска машин была стандартная для ДА того времени: в серебристый цвет верхние поверхности, в белые (противоатомный) нижние и РН.
Тактические номера часто менялись, поэтому отслеживать их практически бесполезно.