В первой половине 1960-х годов наличие у СССР высокоэффективных сил и средств ПВО, преодоление которых самолетами САК США считалось маловероятным без неприемлемых потерь в технике и личном составе. Большая высота полета и высокая сверхзвуковая скорость носителя уже не являлись достаточными условиями для успешного выполнения задания. Маловысотный полет, являлся вынужденной мерой временного характера, т.к. у СССР в недалекой перспективе должны были появиться эффективные автоматизированные ЗРК, сводящих преимущество малой высоты полета к нулю. Американцы видели два выхода из складывающейся ситуации: максимальное снижение заметности боевых самолетов или оснащения уже существующих бомбардировщиков ударными средствами, с помощью которых можно было уничтожать находящиеся на курсе средства ПВО противника. Снижение заметности само по себе представляло очень сложную комплексную проблему, которая полностью не решена и до сих пор. Во втором случае в то время, как и сейчас, таким ударным средством могла стать только ракета. Научно-технический уровень того времени позволил американцам создать сверхзвуковую твердотопливную ракету с термоядерной БЧ и простой инерциальной системой управления, сравнительно небольших размеров с возможностью размещения как на имеющихся, так и на перспективных носителях в больших количествах (порядка 10-20 штук на одном самолете) AGM-69A SRAM.
Официальное начало работ по программе SRAM (ударная ракета малой дальности) относится к 23 ноября 1963 года. В качестве носителей этого перспективного вооружения стали стратегические бомбардировщики B-52 G, B-1B и FB-111A. Первая AGM-69A поступила в распоряжение САК 1 марта 1972 года. Всего было выпущено 1500 ракет. Снята с вооружения к концу 1993 года по причинам снятия с вооружения бомбардировщиков В-52G и FB-111A и истечение сроков годности твердого топлива.
Ракета Х-15
У нас поначалу без особого внимания отнеслись к новой разработке американцев. Однако затянувшиеся задержки с отечественными разработками и сам факт наличия у ВВС США новых ракет инициировали ответные меры. И все же создание высокоскоростной ракеты с автономным наведением сулило немало серьезных проблем. По этой причине за образец была взята существующая AGM-69A. Опыт противника должен был сослужить свою службу: цикл создания SRAM занял у "Боинга" без малого 8 лет. Вместе с тем, проектируемое отечественное "изделие 115" скопировав известное схемное подобие американскому образцу, в конструктивном отношении полностью являлась плодом отечественных подходов и технологий.
Опытные образцы Х-15 были изготовлены НПО "Радуга" в 1978 году. Х-15 имела бескрылую схему с управляемым консольным оперением и несущим корпусом. Крыло при скорости М=5 становилось ненужным.
Конструкция выполнялась в основном из титана, сохраняющего механическую прочность при высоких температурах (тепловая нагрузка при М=5 достигала более 1000°С). Носовая часть Х-15 имела не остроконечную, а притупленную закругленную форму. Носовой обтекатель композитный изготовляемый по сложной технологии, снаружи покрывался слоем теплозащиты. Радиусными выполнялись и передние кромки рулей. Рули выполнялись титановыми, а их носки подверженные наибольшему нагреву - из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава. За рулями в торцах небольших надстроек крепились двигательные установки реактивной стабилизации ДУРС. Они дублировали рули, которые на большой высоте в стратосфере становились малоэффективными. ДУРС представляли собой газовые колонки, сопла которых крепились по три в ряд параллельно плоскости рулей на трубках газоводах и отклонялись синхронно с рулями.
Металлическая конструкция для теплозащиты покрывалась также спецматериалом выполнявшим еще и радиопоглащающую роль.
Конструкция Х-15 практически не имела лючков, за исключением одного небольшого на правом боку корпуса - для доступа к разъему безопасности боевой части.
Новшеством стал и твердотопливный двигатель оригинальной конструкции РДТТ-160.
В соответствие с назначением ракеты она оснащалась только специальной термоядерной БЧ с мощностью в 200кт. КВО ракеты составляло 800-1200 м. Дальность пуска составляла 45-280км. Высота полета от 0,2 до 80 км, пуска 0,2 - 22 км. Полет Х-15 мог выполняться с использованием различных траекторий и высот:
- с маловысотным профилем на высоте 200м;
- с аэробаллистической траекторией с набором высоты до 40 км;
- с баллистической траекторией с выходом на высоту до90 км.
Доводка Х-15 затянулась и после принятия ее на вооружение ими были оснащены только несколько десятков Ту-22М3 последних серий поступившие в 3 полка ДА дислоцировавшиеся в Бобруйске, Стрые и Шайковке. Ту-22М3 могли нести до 10-и ракет: 6 на МКУ в грузоотсеке и 4 на внешней подвеске на АКУ-1 (см. Ту-22М3 67-й серии).
Первые ракеты поступили в войска в 1986 году и уже в 2000 году встал вопрос о снятии их с вооружения по причине окончания сроков хранения твердого топлива. Но в 2003 году я был свиделем использования Х-15 в 52-м гв. тбап в Шайковке во время проведения ВИМО.
Планировалось применение Х-15 и с Ту-160. Они могли нести до 24 ракет: по 2-е МКУ с шестью ракетами каждая в 2-х грузоотсеках. В Прилуки успели поступить лишь три макета для обучения и проведения доработки машин. Начавшийся развал СССР поставил на этом крест.
Существовало несколько проектов модернизации Х-15:
-Х-15 с коррекцией от активной РГСН с КВО 3-5м;
-Х-15П противорадиолокационая с инерциальной системой наведения;
-Х-15С противокорабельная с активной РГСН .
Известные события в нашей стране привели к закрытию данных тем.
Валк ракеты сделан в музее ДА в г.Энгельсе:
Крайний рисунок сделан в Шайковке с трафарета с помощью которого такие рисунки наносились на вышибные транцы Х-15 при подвеске на реальные пуски.