Для выполнения стратегической и оперативной воздушной разведки в составе ДА ВВС Советской Армии имелись специализированные части - отдельные дальнеразведывательные авиационные полки (одрап) оснащенные разведывательными модификациями Ту-22 и Ту-16. По мере переоснащения частей ДА новыми типами самолетов потребовались и новые разведывательные модификации взамен Ту-22 и Ту-16 .
Одна из них создавалась на базе Ту-22М3 и получил обозначение Ту-22МР (Ту-22М3Р). В первый опытный экземпляр был переоборудован Ту-22М3 с з/н 5902 (бортовой "35"). Первый полет состоялся 6 декабря 1985 года. В 1989 году самолет был потерян в аварии. Причиной стал пожар в воздухе. Экипаж катапультировался с многочисленными травмами, но остался жив. Самолет упал в лесное болото.
Второй опытный самолет с бортовым номером "36" был сдан заказчику Казанским заводом в 1988 году. Самолет проходил испытания в Ахтубинске, после чего был передан на аэродром в Дягилево, где находится на хранении в нелетном состоянии.
Первым серийным разведчиком стал самолет с бортовым номером "01" серийный 11103 выпуска 1991 года. Поступил в 219 одрап в Спасске-Дальнем. Поменяв еще одного "хозяина" машина в 2010 году оказалась в Белой. В эксплуатации машину преследовали поломки и отказы целевого оборудования. Поэтому здесь она особо не летала и осталась на хранении.
Вторая серийная машина с серийным № 11201, ботовой "02" изначально была передана в Воздвиженку, а затем в Белую. Пока ее эксплуатируют. В дальнейшем к бортовому "02" добавился регистрационный номер RF-94239, нанесенный на киль машины.
Третий, последний построенный разведчик серийный № 11301 в некомплектном виде остался на аэродроме Казанского завода т.к. МО не выкупило его.
Далее небольшой валк Ту-22М3Р бортовой "02" в сравнении с Ту-22 РДМ. Как говорится "новое это хорошо забытое старое" или "лучшее враг хорошего".