В начале 60-х годов прошлого столетия ПВО СССР наконец сумела прекратить безнаказанные разведывательные полеты легендарного U-2 над своей территорией. А супостаты оказались на голодном пайке в смысле разведывательной информации, что их явно не устраивало. Недолго думая они вспомнили про аэростаты и создали АДА - автоматические дрейфующие аэростаты, запускаемые с территории стран НАТО.
Используя ветры, господствующие на больших высотах над территорией СССР, они пересекали нашу страну с запада на восток. Управляемые по радио, способные изменять по команде высоту полета практически от 0 до стратосферы эти воздушные шары несли разведывательную аппаратуру не уступающую, а порой и превосходящую оную на U-2.
Наши ПВО вынуждены были использовать для уничтожения дрейфующих аэростатов ракеты типа "воздух-воздух", либо "земля-воздух". Одним словом "из пушки по воробьям". Самолеты со стрелково-пушечным вооружением имеющиеся в тот период времени были практически бесполезны. Ясно, что стоимость уничтожения в десятки раз превосходила стоимость аэростата, с оболочкой выполненной из дешевой мейларовой либо дакроновой пленки вместе с развед. оборудованием. Более того, развертывание технических средств и подготовка аэростатов к полету не занимали много времени и поэтому массовый их запуск ставил под угрозу оборону СССР. Кстати один из этих АДА сохранился в Москве в музее ФСБ. Экскурсовод рассказала что американские "товарищи" просили продать им этот аэростат - оказалось что у них ни одного не осталось!
Как всегда остро возникла необходимость в создании оружия способного эффективно бороться с возникшей проблемой. Нужен был самолет способный осуществить полет в стратосфере с наименьшей дозвуковой скоростью. Создание такой машины поручили КБ Мясищева и разработка началась ближе к 1970 году.
Прежде всего требовалось крыло большого удлинения с сверхкритическим высоконесущим профилем который был разработали в КБ и двигатель РД-36-51В сохраняющий достаточную для устойчивого полета тягу на высоте до 25 км. Аэродинамическую схему выбрали двухбалочную.
В 1978 году завершилось создание первого летного образца самолета. Все работы велись на авиационном заводе в городе Кумертау, в Башкирии. Это был вертолетный завод, выпускавший до этого вертолеты Ка-26 со всеми вытекающими для этого последствиями. В октябре 1978 года В.М.Мясищев скончался, а через две недели произошла катастрофа первого летного образца.
Второй летный экземпляр самолета был построен в Кумертау, но первый полет он совершил в Жуковском в мае 1982 года, куда его доставили в разобранном виде в 1981 году. Главные отличия от первого летного экземпляра касались упрощения механизации крыла. Этот самолет прошел все основные этапы испытаний.
С 1983 года пролеты вражеских АДА прекратились, но испытания М-17 продолжались. Лишь в 1986 году в связи с развитием космических средств разведки тему по уничтожению АДА закрыли. Второй летный М-17 после снятия с него в 1990 году грифа "секретно" получил наименование "Стратосфера" и был использован для установления 25 мировых рекордов, в изучении состояния озонового слоя над Москвой и экологического мониторинга.
После выработки ресурса он долго стоял на аэродроме в Чкаловском после чего был передан в музей в Монино. При транспортировке его мягко говоря "повредили". В таком состоянии он до сих пор на задворках музея.
20 марта 1985 года совершил первый полет третий летный экземпляр. Его собрали на ЭМЗ из агрегатов изготовленных в Кумертау. Он уже был оснащен пушечной установкой. Всего он совершил 51 испытательный полет включая отработки системы вооружения. После завершения он также оказался в Монинском музее но уже в гораздо лучшем состоянии, но пушечное вооружение заменили обтекателем.
Что касается валка, то снимал я обе машины в разное время и в разном состоянии. Так что не удивляйтесь некоторой солянке - обе машины абсолютно идентичны по конструкции за небольшим исключением и значительной разницей в окраске, но за основу взят третий экземпляр.
Ч.1
Ч.2
Ч.3
Летом 2014 авиареставраторы восстановили первоначальный вид третьего экземпляра. Изготовили макет пушечной установки и установили его вместо обтекателя.
Отредактировано poa54 (Среда, 28 декабря, 2022г. 01:14:46)