Не успели мы "пропеть" реквием АДА в прошлой теме по М-17, как китайские товарищи нас поправили.
И оказалось что несмотря на прошедшие десятилетия проблема борьбы с АДА осталась практически на прежнем уровне. И как кошмарили в 50-х и 60-х годах нашу ПВО супостаты, точно также кошмарят теперь уже ПВО этих самых супостатов АДА наших "друзей" из поднебесной.
А посему вернемся к теме разведывательно-ударного высотного дозвукового самолета. После того как из М-17 выжали все "соки" и отправили на почетный отдых в Монино, в 1982 году КБ Мясищева начало работу по теме "55"- высотный дозвуковой разведывательный самолет. По мере проработки проекта задачи по теме были расширены:
-тема 55.1 - самолет-разведчик;
-тема 55.2 - самолет разведывательно-ударного комплекса (изначальное фирменное обозначение М-17РМ);
-тема 55.3 - самолет-носитель воздушно-оптического комплекса системы предупреждения о ракетном нападении на сверхдальнем расстоянии;
-тема 55.4 - самолет-ретранслятор.
МО СССР заинтересовала только тема 55.2 и было заказано 5 машин: 4 летных и одна для статиспытаний. По задумке это должен был быть модернизированный М-17 (отсюда М-17РМ), но новые задачи заставили внести значительные изменения. Прежде всего это силовая установка. Двигатель с М-17 созданный на базе двигателей Ту-144 уже не подходил, поэтому после долгих споров было решено устанавливать два высотных двигателя Д-30В-12 с высотностью до 12км, что было явно недостаточно для задач изделия "55". Объем доработок двигателя оказался большим и сложным, благо в СССР подобные проблемы решались оперативно.
Пришлось изменять и планер самолета. Для сохранения центровки вследствие установки 2-х двигателей удлинили нос самолета и появилось место для установки различной аппаратуры. Крыло стало состоять из центроплана, двух средних и двух отъемных частей (СЧК и ОЧК), вместо двух консолей стыковавшихся по оси фюзеляжа на М-17. Увеличился объем топливных баков. Аэродинамика крыла практически изменений не претерпела. Без изменений остались хвостовые балки с ХО и шасси.
Постройку самолета по теме 55.2 поручили Смоленскому авиационному заводу (СмАЗ). Новый самолет получил обозначение М-55 и собственное имя "Геофизика". Первый опытный образец (борт СССР-01552) совершил первый полет 16 августа 1988 года.
После 3-х полетов с заводского аэродрома самолет продолжил испытания в Жуковском, где совершил 48 полетов. После устранения выявленных недостатков и еще 42 полетов в 1990 году программа испытаний была завершена.
До распада Советского Союза Смоленский авиазавод собрал еще три машины: вторая предназначалась для статических испытаний
и летные машины СССР-55203 и СССР-55204.
Пятый борт СССР-55205 совершил первый полет 24 августа 1992 года, когда СССР перестал существовать.
В том же году аббревиатуру "СССР" на всех машинах заменили на "РФ".
Однако испытания самолета по различным программа были продолжены как в Подмосковье, так и в Ахтубинске. В 1993 году на самолете были установлены 16 мировых рекордов.
В мае 1995 года по невыясненной причине произошла катастрофа при взлете первого летного экземпляра регистрационный номер которого к тому времени заменили на РФ-55201. Погиб заслуженный летчик-испытатель Э.Н.Чельцов.
Борт РФ-55205 на котором были выполнены все доработки был передан на государственные испытания уже с полным комплектом разведывательного оборудования. К сожалению в пятницу 13 ноября 1998 года во время очередного испытательного полета самолет разбился. Летчик катапультировался и остался жив.
К тому времени МО заказало промышленности установочную серию из 4-х машин. Из-за недостатка финансирования ни одну машину не удалось достроить. Программа создания высотных дозвуковых разведывательных самолетов в России остановилась.
Второй летный экземпляр РФ-55203 после окончания программы испытаний оказался на приколе и выставлялся на нескольких МАКСах. В настоящий момент находиться в ангаре ЭМЗ в Жуковском.
Борт РФ-55204 чтобы как-то выжить при отсутствии финансирования руководство КБ было вынуждено использовать в коммерческих целях. Самолет начал посещать международные аэрокосмические салоны и участвовать в исследованиях атмосферы земли в различных регионах мира. Когда самолет готовили к очередному зарубежному турне название на русском заменили на "Geophysica", а аббревиатуру РФ убрали оставив только 55204 т.к. особо дотошливые европейцы задались вопросом: "а почему у вас "РФ", а не "RA" как у гражданских воздушных судов Российйской Федерации? Это военный самолет?"
Многие европейские организации были заинтересованы в использовании подобной машины и предоставляли исследовательскую аппаратуру общий вес которой достигал 2 т. Самолет доработали, добавились различные воздухозаборники, специальные окна для объективов приборов и прочие "прибамбасы". Участие самолета М-55 "Геофизика" в международных программах по изучению атмосферы давали ЭМЗ им. В.М.Мясищева средства для поддержания машины в летном состоянии. Как будет это сейчас в условиях санкций в принципе предсказуемо...
Хотя по "данным убитого пленного" М-55 в новом году возобновил полеты в Жуковском. Так что может быть не все потеряно для разведывательно-ударной авиации России. А то как бы не пришлось решать вновь возникшую проблему АДА уже от наших бывших "братьев". Ведь АДА может нести и не только разведывательную аппаратуру...