"Индус" это неофициальное название Ка-226Т создаваемого для вооруженных сил Индии.
Небольшая предыстория создания этого вертолета. После окончания испытаний и сертификаций вертолета Ка-226 начались хлопоты по его освоению в серийном производстве. Эффективные менеджеры как всегда задались вопросом: а на какое место Ка-226 может претендовать в мире. То есть что мы будем с этого иметь? В России за новым вертолетом очереди не выстроились, соответственно в мире о нем знали немногие.
Возможностью выйти на мировую арену Ка-226 стал объявленный Индией в 2004 году тендер на приобретение 197 легких вертолетов для разведки и наблюдения. Новым вертолетам предстояло заменить французские SA-315 "Алуэтт" III ("Четаки") и SA-315B "Лама" ("Читахи") которые были разработаны 30 лет назад и, несмотря на свою простоту и надежность, уже не отвечали требованиям современной войны.
Интерес к данной теме проявили итальянская Agusta Westland с А-119, французcкое подразделение европейского концерна Eurocopter с AS550C3 и американцы с Bell 407.
Все эти машины были однодвигательными. Ка-226 в существующем виде не совсем соответствовал требованиям индийского тендера и в первую очередь это была недостаточная высотность американских двигателей. К счастью многие положения тендера озадачили и конкурентов.
В первую очередь было необходимо найти новый двигатель. Выбором двигателя на замену американского стал двигатель французской фирмы Turbomeka Arrius. Отсюда индийская модификация Ка-226 получила индекс "Т". Новые двигатели значительно улучшили ЛТХ машины, особенно при ее эксплуатации в высокогорных районах и в местностях с жарким и влажным климатом. Ка-226 превосходил конкурентов по высотности и грузоподъемности, но уступал в скорости.
Проведенные испытания это подтвердили. 25 июля 2005 года летчик-испытатель В.Лебедев поднялся на Ка-226Т на высоту 7030м. Еще более важным достижением стало выполнение висения на высоте 6000м над уровнем моря.
Отдельная тема это индийские тендеры. Чтобы их описать потребуется несколько страниц печатного текста, что явно не входит в задачу нашей темы. Поэтому буду краток. Всего было 2 тендера по легкому вертолету для ВС Индии. И длилась эта "бодяга" с 2004 по 2015 год. Перемешались и летно-технические вопросы, и политика, и коммерция. Переносились сроки, отменялись результаты, добавлялись дополнительные требования. Иными словами индусы были бы не индусами, если бы было по иному. Итальянцы отсеялись по политическим причинам, американцы отказались сами. Остались наши и французы. По результатам испытаний долго не могли прийти к решению кто победил: Ка-226Т или AS550С3, хотя индийским военным "Камов" нравился больше. В дело очередной раз вмешалась политика. В декабре 2015 года в ходе визита в Москву премьер-министр Моди подписал межправительственное соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения.
И как говорится пошла "движуха". При этом индусы предъявили целый ряд дополнительных требований, так что вертолет пришлось создавать практически заново. Производить вертолет приняли решение на УУАЗ. К 2018 году был реконструирован один из цехов завода под выпуск Ка-226Т по индийскому контракту. Первый "индийский" Ка-226Т надо было представить к 2020 году. И прежде всего создать цифровую модель.
Новая модификация получила индекс 226.54. Первый полет Ка-226Т.54 совершил 29 декабря 2021 года на заводе в Панках. Дальнейшие события перечеркнули его дальнейшую биографию. Всего на УУАЗ построили 2 машины. Первая на протяжении 2022-2023 года совершала редкие полеты на заводе в Панках завершая испытания. Вторая первый раз показалась на публике на выставке вооружений в Абу-Даби в 2023 году. В данный момент обе машины находятся в Панках.
Практически была создана новая машина. От просто Ка-226Т она унаследовала только двигатели и шасси. Фюзеляж, ХО, редуктор, электронное оборудование кабины летчиков все с нуля. Даже место командира стало на правой чашке. Вертолет так и остался многофункциональным. Многофункциональность при разработке вертолета вызывала споры. Главный недостаток Ка-226Т это недостаточная скорость. По этому параметру он уступал всем конкурентам. 30% волнового сопротивления создает шасси с пилоном крепления. Если транспортную кабину сделать не заменяемой (кстати индусы так и хотели, но их переубедили) появилась бы возможность уменьшить габариты основного шасси, то это дало бы заметный прирост скорости. Но что сделали , то сделали.
Ка-226Т.54
Перед Абу-Даби обе машины получили новую окраску и ливреи. Аналогично оказались перекрашены и Ка-62 № 623 и офшорный вертолет Ми-171А3.
Вот такая печальная история получилась. Ставить крест скорее всего не стоит. Возможно российская авиационная промышленность сумеет создать достойную замену французскому двигателю...?